Штурм СБУ. Командир комендантского полка Сергей Грачев: "Знали, что сможем защитить свой выбор"

Воочию 

В годовщину штурма восставшим народом комплекса зданий Луганского областного управления СБУ ЛуганскИнформЦентр публикует воспоминания очевидцев и участников событий, которые вошли в историю как "Русская весна".

Рассказывает командир отдельного комендантского полка, военный комендант Луганска полковник Сергей Грачев.

- Как вы оказались среди актива "антимайданного" движения, что Вас туда привело?

- Когда в Киеве произошел государственный переворот и к власти пришла неонацистская хунта, в принципе, всем уже было понятно, что нас ждет и чего ожидать Донбассу. Все, что хотели, они прокричали нам с Майдана. Там же и показали, что будут со всеми нами делать. На "беркутятах" показали да на простых пацанах-срочниках из ВВ (внутренних войск - примечание ЛИЦ). В те дни у нас в Красном Луче организовали штаб из "афганцев" и казачества. Также к нам присоединились шахтёры, которые были недовольны тем, что творится в Украине.

- А как попали в числе участников штурма СБУ?

- В тот день, шестого числа апреля месяца, мы приехали на обыкновенный митинг. Митинг был мирный, ничего заранее не планировали и ни к чему не готовились. Митинг был посвящен захвату ребят, без суда и следствия взяли наших друзей и затащили в СБУ. Основная масса, сам костяк митинга, человек 80, был из Красного Луча.

- Ехали на штурм, готовились к нему?

- Нет, ни к каким силовым акциям мы специально не готовились, но понимали, что против нас могут быть осуществлены любые провокации. Когда приехали, то возле администрации построились в колонну и организовано пришли уже сюда – к зданию СБУ.

- И что случилось у СБУ?

- Тут нас встретил щит из МВД и СБУшники. Слово за слово… ну, и началось. Мы "вежливо" оттеснили МВД, курсантов. Никого не били, никаких "коктейлей" Молотова, палок, молотков, как на Майдане – зашли в СБУ без кровопролития, без жертв. Вот так это все началось.

- Что было после штурма?

- Потом стихийно организовался митинг. Он стал постоянно действующим. Мы поставили палатки, разбили кухню. Устроили патрулирование и пункты пропуска, чтобы не проносили оружие, чтобы не допустить провокаций. Во всем нам активно гражданское население помогало - и продуктами и всем остальным.

- А что местные власти – губернатор, областной совет, мэрия?

- Местная власть пропустила этот момент, они не поняли, что поднялся народ. Все, видать, пытались с Киевом о чем-то сторговаться. Лишь некоторые мэры городов приезжали выступать в поддержку наших, которые были в СБУ. Но не все. Вот здорово Марина Филиппова выступала, наш мэр краснолучский.

- Как лично Вы готовились к этим событиям, как заняли свое место среди восставших?

- Лично я приехал на митинг с "афганским" удостоверением и георгиевской ленточкой. Вот, собственно, и вся подготовка моя. А так… Активно работал. На четвертый или пятый день меня выбрали и поставили комендантом захваченного здания СБУ. Позже, когда оттуда мы переехали в комплекс зданий облгосадминистрации – назначили военным комендантом.

- Как они запомнились Вам, те дни?

- В те дни был невероятный эмоциональный подъем у всех: шестого числа мы зашли, а  девятого у меня уже была рота – больше шестидесяти человек, готовых сражаться и, если надо, жизнь положить за наши убеждения, и нашу Родину. И это не просто красивые слова – ведь были и трагические моменты.

- Что именно?

- Самое запоминающееся в те дни – это гибель нашего "афганца", краснолучанина Александра Викторовича Титаренко. Зарезали его в парке, возле СБУ. Пытались, видимо, спровоцировать. Вот так, мужик Афган прошел, был водителем "наливника", кто в курсе понимает, через что человек прошел за два-то года ("Наливниками" в Афганистане называли автоцистерны, перевозившие горюче-смазочные материалы; водители "наливников" считались в ОКСВА смертниками – примечание ЛИЦ). И тут, ради каких-то нацистских химер – два ножевых удара в шею.

- Это было как-то связано со служебными обязанностями?

- Конечно! В те дни мы непрерывно патрулировали сквер. Каждый божий день готовились к штурму здания. Непрерывна шла дезинформация: "Вот сегодня точно ударят", "Вот-вот, через час начнется штурм" и т.д. Мы в те дни ночами не спали. Тем временем из гражданского населения каждый день всё прибывали и прибывали. Ехали наши люди, настоящие патриоты. Приезжали, в том числе и из Украины – Запорожья, Харькова, Днепропетровска.

- В целом: как вы все себя ощущали в те дни?

- Мы начали патрулировать город. Сделали пропускной режим, чтобы видеть, кто заходит, кто выходит. Сами уже были вооружены, в том числе автоматами Калашникова. И мы уже знали, что защищены сами и сможем защитить свой выбор. Собственно, потом так и вышло – мы победили.

***

Полковник Сергей Викторович Грачев – военный комендант Луганска, командир Отдельного комендантского полка.

Родился в 1965 году в городе Красный Луч (шахтоуправление "Знамя Коммунизма", поселок "4-бис"), Ворошиловградской области УССР. С 1983 по 1986 год проходил срочную службу в составе Погранвойск КГБ СССР на территории республики Афганистан (ппд район города Газни) в составе мотоманевренной группы в должности стрелка-гранатометчика. Награжден рядом правительственных наград.

Активный участник "Русской весны" и боевых действий. Участвовал в штурме луганского погранотряда, обороне Луганска, боев у поселка Металлист и других. Формирование Отдельного комендантского полка Луганской Народной Республики формально завершилось в декабре 2014-го вручением Боевого знамени. Полк Грачева отличился в ходе Чернухинско-Дебальцевской операции, где комполка получил тяжелое ранение, но остался в строю.

Выбор редакции