Гумподгруппа не определила дату очередного этапа обмена удерживаемыми лицами – Кобцева

Важно  Официально  Пленные  Общество 

Участники гуманитарной подгруппы Контактной группы на прошедшем 12 февраля заседании в Минске не определили дату очередного этапа обмена удерживаемыми лицами. Об этом на брифинге в ЛуганскИнформЦентре сообщила представитель Республики в гуманитарной подгруппе Контактной группы, руководитель рабочей группы ЛНР по обмену военнопленными Ольга Кобцева.

"Мы обменялись списками наконец-то 12 февраля, мы определили точки соприкосновения, выработали механизм взаимодействия по формированию списков на освобождение людей. Но разговора о дате проведения обмена, о дате, когда мы сможем освободить людей, нет. И его в ближайшее время и априори быть не может", – отметила она.

"Чтобы подтвердить людей и сформировать список на освобождение людей, необходимо проделать колоссальную работу как с нашей стороны, так и с украинской. С нашей стороны ситуация, скажем так, отчасти упрощается, потому что украинская сторона разыскивает людей, которых они, в принципе, ранее разыскивали. Но непредоставление с нашей стороны информации Украине объяснялось тем, что она в течение двух лет не предоставляла ни по одному человеку нам информацию, кто удерживается на территории Украины", – рассказала Кобцева.

Представитель ЛНР в гумподгруппе выразила надежду, что "тот диалог, те точки соприкосновения, которые были найдены, позволят нам более продуктивно работать с украинской стороной, если все-таки они будут выполнять свои обязательства".

Ранее Кобцева сообщала, что участники гуманитарной подгруппы Контактной группы на состоявшемся 29 января 2020 года заседании в Минске договорились обменяться списками удерживаемых лиц для их дальнейшей верификации, а 12 февраля участники гумподгруппы в Минске обсудили юридические аспекты вопроса поиска без вести пропавших лиц. 

Первый за два года крупный обмен удерживаемыми лицами между Республиками Донбасса и Киевом состоялся 29 декабря 2019 года в районе пункта пропуска через линию соприкосновения "Горловка-Майорское" в зоне ответственности ДНР. Верификация удерживаемых лиц длилась несколько часов. Процесс проходил при мониторинге со стороны наблюдателей Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ и представителей Международного Комитета Красного Креста (МККК). В результате обмена ЛНР передала украинской стороне 25 человек и получила 63.

Договоренность об обмене до нового года удерживаемыми в результате конфликта в Донбассе лицами по принципу "всех установленных на всех установленных" была достигнута по итогам прошедшего в Париже 9-10 декабря 2019 года саммита "нормандской четверки" (Германия, Франция, Украина и Россия). Однако в ходе состоявшейся в Минске 18 декабря встречи участников Контактной группы достичь соглашения о проведении обмена удерживаемыми лицами не удалось из-за позиции представителей Киева на переговорах. Договоренность о проведении обмена была достигнута лишь в ходе состоявшейся 23 декабря видеоконференции.

Предыдущий масштабный обмен удерживавшимися лицами между Республиками Донбасса и Киевом состоялся 27 декабря 2017 года. Тогда ЛНР передала украинской стороне 16 удерживаемых лиц, украинская сторона освободила 73 человека. В общей сложности в обмене участвовали более 300 человек.

Вопрос обмена удерживаемыми лицами является одним из основных пунктов Минских соглашений.

Участники Контактной группы по урегулированию ситуации в Донбассе 12 февраля 2015 года подписали в Минске согласованный с главами стран-участниц "нормандской четверки" (Россия, Германия, Франция и Украина) Комплекс мер по выполнению Минских соглашений. Совет безопасности ООН 17 февраля 2015 года резолюцией № 2202 одобрил Комплекс мер, который стал приложением №1 к данной резолюции. Также Совбез ООН призвал все стороны обеспечить полное выполнение Комплекса мер.

Документ предусматривает прекращение огня, отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, начало диалога о восстановлении социально-экономических связей Киева и Донбасса, а также реформу конституции Украины с целью децентрализации и закрепления "особого статуса отдельных районов Донецкой и Луганской областей". 

Выбор редакции