Актёр Николай Аверюшкин: "Если ваших ребят перекинуть в мои проекты, был бы больший результат, чем от тех, что в Москве"

О Луганске, молодежи и творческой жизни Республики в интервью ЛИЦ рассказывает известный российский актёр театра и кино, композитор и общественный деятель Николай Аверюшкин.

- Это уже ваш второй визит в Луганск. Чувствуются изменения?

- Да, действительно, я не первый раз в вашем прекрасном городе. Впервые мы приезжали сюда весной прошлого года. Приехали тогда целой труппой с гастролями спектакля "Провинциальные анекдоты" по (пьесе драматурга Александра) Вампилову. Меня тогда поразила (Луганская государственная) академия (культуры и искусств) имени (Михаила) Матусовского. Там состоялась простая творческая встреча, но ваши студенты меня просто покорили своим стремлением к знаниям, вообще аура великолепная. Такое сейчас редко встретишь! 

И вот я снова в Луганске и вновь в академии! Сюда меня пригласили председателем жюри, я с радостью согласился. Это был уже третий молодежный фестиваль театрального искусства ArtEast. Он имеет международный статус, в нем задействованы двенадцать коллективов из городов обеих Республик Донбасса, а также представители России, в частности, коллективы из Белгорода и Волгодонска. Был искренне рад сюда приехать ещё раз. 

И опять понравилась молодёжь, глаза горели и в прошлый раз, и в этот. Также пообщался с ректором этого учебного заведения, с преподавателями и коллегами из других ваших театров. Все люди на своих местах, все занимаются своим делом. Я уверен, если им не мешать, то всё у вас будет хорошо.

- Сами постановки участников как оцените?

- Успели посмотреть практически все спектакли. Многие работы сделаны профессионально, компактно, интересно, увлекательно. Да и конкуренция была серьёзная. К большому сожалению, были работы и на низком уровне, где есть свои недостатки, мы их обязательно отметим, ведь не говорить о недостатках нельзя. Мы доброжелательно относимся ко всем, но судим строго. При этом наша задача – расширить зону фестиваля. У меня в Москве есть несколько театральных коллективов, с которыми я поговорю, и мы дадим заявку сюда, чтобы и москвичи в следующий раз приехали.

- Заметна ли вам, театральному педагогу, разница между студентами луганскими и московскими?

- С моей точки зрения, в Москве, к большому сожалению, в основном, особенно в творческих вузах, происходит набор на платной основе. А всем известно, что, как ни странно, у талантливого человека обычно денег не бывает. Поэтому талантливый человек может оказаться за бортом. Да и педагоги у нас, которые набирают, без обид, мало имеют отношения к театральному искусству и кино, даже если они, простите, украшены какими-то регалиями. И вот смотрю я на выпускников: все красавцы, от метра восьмидесяти росту, а внутри все пустые.

Но вот здесь я вижу совершенно другую картину. Кстати, почему я ещё сюда с удовольствием приехал и, знаю, ещё приеду не раз. Здесь смотрю: глаза у ребят горят. Я вижу, они искренне хотят что-то сделать, добиться. И можно подумать, что где-то даже, давайте будем честны, выучиться и сбежать в Москву и зарабатывать большие деньги. Но нет! Вот как раз большинство из этих молодых людей, я вижу, с удовольствием хотели бы остаться здесь, принести какую-то пользу тут, на своей земле, и своей Родине.

- А если вот честно: чувствуете здесь какую-то провинциальность?

- Нет, вот как на духу: провинциальности я здесь не чувствую. А как я должен её чувствовать? Что они должны делать? Критерий в театральном искусстве один, это не математика, тут "нравится" или "не нравится". Всё, другого быть не может! Но я же, наоборот, чувствую свежесть какую-то. Думаю, вот если бы этих ребят перекинуть в мои проекты в Москве, был бы больший результат, чем от тех людей, что я ищу там, в Москве…

- Возможно, свой отпечаток наложила война?

- И то, что здесь идёт война, тоже мною не чувствуется. Возможно, меня можно осуждать, но я скажу: для становления личности важно, когда не всё слишком гладко, когда есть проблемы и жизненные вызовы. Молодые люди должны формироваться, и, с моей точки зрения, здесь они формируются правильно. Сама обстановка способствует тому, что люди начинают правильно мыслить, отделять хорошее от плохого, чёрное от белого. И это основная масса молодых людей из тех, что я здесь увидел в ходе фестиваля и общения в академии.

- Вы второй раз бросаете Москву и, несмотря на тяжелую дорогу, приезжаете в Луганск. Но вас, московских театралов, можно на пальцах пересчитать. Почему сюда едут единицы?

- Ответов много. Ни я, ни (народный артист России, советский и российский актер театра и кино, кинорежиссер Александр) Панкратов-Чёрный, ни (заслуженный артист Российской Федерации, актер Томского областного русского драматического театра, создавший уникальный театр "Индиго", где совместно с профессиональными актерами играют глухие воспитанники интернатов Томска) Саша Постников не собираемся сниматься на территории Украины. Лично я не собираюсь ездить в Евросоюз. Мне нравится бывать здесь, я тут чувствую себя как дома. Да и в целом, если брать шире, я не поддерживаю (российского режиссёра театра и кино, художественного руководителя московского театра "Гоголь-центр" Кирилла) Серебренникова и подобные нововведения в театральном искусстве. Они могут быть либералами, сколько им угодно. Но, поверьте мне, искусство от того, что они либералы, не станет лучше - оно станет только хуже. Наша публика уже устала от этих нововведений и прочих экспериментов над театром. Зритель хочет чего-то нормального, настоящего высокого искусства.

- Тем не менее, пятый год войны и таки нет ни одного спектакля, посвященного событиям в Донбассе. Почему?

- Говорить о том, что наша творческая интеллигенция не интересуется этим вопросом, я бы не стал. И хотя это сугубо мое личное мнения, я все же не думаю, что у нас никто бы не хотел на эту тему высказаться.

- Приехав из Москвы, вы почувствовали разницу между русским языком здесь и у вас дома?

- Нет (смеётся)! У меня такое ощущение, что я нахожусь в Москве. Все говорят по-русски, только немного на иностранном русском. Есть люди, которые хотят говорить правильно, а есть, как Бог на душу послал. Против украинского языка я ничего не имею против, однозначно, просто здесь всё же заметны некоторые словечки, коих в Москве часто не услышать.

- Когда вас ждать в следующий раз?

- Думаю, скоро. У меня дома есть несколько разнообразных проектов, как чисто театральных, так и связанных с нашей киноисторией, фильмами, где мне посчастливилось сниматься: "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх" и другими картинами. Определимся и обязательно приедем. Надолго не прощаемся.

***

Николай Аверюшкин – заслуженный артист России, советский и российский актёр, композитор, поэт и общественный деятель. В 1984 году окончил Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных). В 1988 году открыл один из первых кооперативных театров в стране под названием "Элита". С 2010 по 2012 годы принимал участие в благотворительных проектах для детей инвалидов в Международном центре искусств "Арт-Изо-Центр", в 2011 году стал почётным членом жюри фестиваля. Снялся в более чем 50 художественных фильмах, в числе которых – "Мы из джаза", "Зимний вечер в Гаграх", "Артистка из Грибова", "Универ", "Папины дочки", "Офицеры-2", "Анна Каренина" и другие.

С начала государственного переворота на Украине и агрессии киевских силовиков поддерживает выбор жителей Республик Донбасса.

Выбор редакции