Взятие здания СБУ. Ветеран "Зари" Евгений Панков: "В тот день СБУ брать никто не собирался"

Воочию 

В третью годовщину взятия восставшим народом комплекса зданий Луганского областного управления СБУ ЛИЦ публикует воспоминания непосредственных участников и очевидцев событий, вошедших в историю как "Русская весна".

Рассказывает в прошлом сварщик, ветеран батальона "Заря" с позывным "Батя", а ныне вновь мирный труженик-водитель Евгений Панков.

Приезжаю домой из Донецка, прихожу до кума, включаю телевизор, там показывают Луганск, где Ляшко орет: "Та я тоби 15 рокив дам за сепаратизм!" Меня это просто из себя вывело. Утром в шесть часов бужу жену, она на меня смотрит, а я уже выбритый, собранный, говорю - давай мне "тормозок", я еду в Луганск.

Приехал, стоит куча палаток, разобраться сложно, вижу, стоит одна палатка, на ней флаги всех цветов. Подхожу, спрашиваю: что тут, за референдум? Отвечают "за автономию", уточняю "за какую?" Отвечают, что за автономию в составе Украины, я зацепился с этим парнем, говорю: "Я с Донецка только приехал, там люди совсем о другом говорят". А он кричит: "Ты провокатор!" Отвечаю: "Да я тебе сейчас морду наколочу". Я вообще громко разговариваю, а люди вокруг крутятся, слушают. Я отошел, стал, курю, подходит мужичок моих лет, тезка, как выяснилось, и спрашивает: "Ты серьезно с Донецка приехал? Подожди, сейчас пойду, уточню". Через пару часов вернулся - твоя информация, мол, подтвердилась. "Так что, принимаете к себе?", - спрашиваю. Так я с ними и остался.

Штурм случился спонтанно. Могу сказать сразу, в тот день СБУ брать никто не собирался. И никто штурмом не руководил. В общем-то, и захватывать не собирались, но пошла цепная реакция. Прошлись у СБУ, покричали: "Вставай, Донбасс", "Беркут". Подошли к бойцам. Я в первом ряду был. Люди подтягиваться начали, кричат, чтоб наших политзаключенных выпустили, вышел их командир, стали договариваться, в итоге поехали на тюрьму, вытащили оттуда Карякина и еще шесть человек, которые там с ним были. Вернулись на СБУ, там нам предложили зайти для переговоров, пять-шесть человек. Но толпа уже стала неуправляемая, полетели яйца, кирпичи. В общем, ребят в форме, а это пацанята, срочники, им по 20 лет, смели, кому-то может две-три затрещины перепало, и все. Начали лезть по водосточной трубе на козырек, через второй этаж. Нас водой начали поливать, никто по нам не стрелял. Ну, вот все-таки взломали дверь, и сразу нашлась сотня командиров, и у каждого свои взгляды.

Мы все прекрасно понимали, что нас будут зачищать. Думали, чем защищаться. Позвонил жене, чтоб хотя бы двустволку мою привезла. А внизу вход в подвал заминирован был, вот мы и подумали, раз заминировано – значит там, что-то есть, надеялись, что оружие. Вот только дверь там не как в квартиру же, там стальная дверь с замком мудреным. Я все кругами ходил по этому СБУ, по дворам, там грохот такой стоял, народу полно, все ломается, летит, шум страшный. Смотрю, лежит резак, баллон ацетилена и кислорода, шланги. Подхожу, говорю: "Пацаны, давайте я резаком вырежу дверь". А они: "Да ты что, там заминировано, взлетит все, нет". Часа два они думали, потом, уже ночью, слышу, кричат: "сварной, сварной!"

Приволокли они баллоны, а там ящики, хлам всякий, попросил принести воду, всю, что есть, ибо не знал, что там за дверью, вдруг прорежу и загорится, чем тушить потом. Народ сзади напирает, по шлангам топчутся, кислород передавливают. "Пацаны, - говорю, - разбегайтесь, бо рванет еще". Сначала я две петли срезал, но нет, там замок как на сейфе, накрест прутья держат. Нашелся еще один сварной и по очереди мы дверь вырезали. Первыми туда пролазим, там еще одна дверь – решетка обычная, мы ее быстро срезали.

Дальше темно, я резаком свечу, кто-то зажигалками. Смотрим, ящики стоят, туда, а там стволы, пистолеты лежат. Народ давай их хватать, а это пневматика оказывается, и пистолеты то не ничейные, а Карякина. Он, походу, торговал этими пистолетами до войны, продавал где-то, не знаю, легально или нет. Ну а СБУшники его хлопнули и расписали же так по Украине, будто склад боевого оружия у сепаратистов отобрали. Так вот, народ эти стволы начинает грести, а Карякин давай кричать: "Не троньте, это мое!"

Прошли дальше, а там и АКМ, и АКС, и АКСУ, и гранаты, цинки патронов и всякое такое. Даже представить не могли, что оружия там так много. Но я человек честный, взял первый попавшийся автомат, четыре рожка, пару пачек патронов и две гранаты, и вышел. Больше я ничего не взял. Правда, подсумков не было, зато мы нашли ящик с противогазами, ну и вместо подсумков патроны в противогазы складывали.

Потом мы постоянно ждали зачистки. До 1 мая сидели, никуда не двигались. Старались как-то, может и неумело, организовать оборону, мешки с песком и прочее. Но движения не было, народ начал расходиться, образовывались формирования, подразделения ополчения, что ли, а само СБУ стало похоже на банку с пауками, где все хотели власти, руководить и командовать.

Мы, человек 10, попали охранять задний въезд, мы его резиной, УАЗами, мешками забаррикадировали. Понимали, что, если бы начался штурм, то начали бы с нас, потому что спереди был палаточной городок, там были люди. У нас на всех был всего один (ручной пулемет Калашникова) РПК, у остальных - автоматы, по паре гранат. Там мы службу несли четко, по три часа, один спит – другой отдыхает, три часа стоишь, три часа лежишь, лежишь рядом, возле бойницы, которую сам себе там сгородил. Вот начал звенеть набат у церкви, прибежал батюшка, стал брызгать нас святой водой, благословил – все, пацаны, стойте, за вами правда, держитесь. Вот так вот тревогу поднимали три раза, трижды нас пытались зачищать, "альфовцы", менты, мы их ждали каждый раз.

Я так скажу: всё это нужно пережить, передать словами сложно. Потом захватили администрацию, мы ее вдесятером охраняли. А крест, тот, что батюшка мне одел на СБУ, я ношу до сих пор. Хотя раньше крестик не носил никогда. Без веры на войне нельзя. Не нужно быть таким верующим, знаешь, просто нужно верить. Верить, как можешь.

* * *

Участники проходившего в Луганске митинга в защиту конституционных прав 6 апреля 2014 года взяли под контроль здание управления СБУ в Луганской области. В честь этого события указом главы ЛНР Игоря Плотницкого в Республике установлена памятная дата "с целью сохранения в памяти поколения судьбоносных событий " и "установления традиций государственности Луганской Народной Республики".

Выбор редакции