Пять лет ЛНР. Начальник Луганского почтамта Наталья Шацкая: "Мы выстояли благодаря нашим людям!"

Воочию 

О Русской весне, страшном лете 2014 года, стойкости и профессионализме коллег ЛИЦ в рамках проекта "ЛНР 5 лет: с Республикой в сердце" рассказывает начальник Луганского почтамта государственного унитарного предприятия (ГУП) Республики "Почта ЛНР" Наталья Шацкая.

НАЧИНАЛА С АЗОВ

В связи я с 17 лет, а на нашей почте с 1999 года. Закончила Кировоградское училище связи № 1, это сразу после школы, и пошла работать. Начинала оператором почтовой связи. Грубо говоря, с самых азов начала. Окончила училище, следом заочно проучилась в Ростовском техникуме связи и уже потом, когда назначили меня в 1999 году на должность заместителя начальника по технологии Луганского почтамта, я окончила Одесскую академию связи. Перед войной так и работала на этой должности - заместителем.

РУССКАЯ ВЕСНА

Сейчас я так же непосредственно с подчиненными работаю, однако теперь больше вошла в экономические вопросы и в технические. А вот тогда, перед самой войной, работая заместителем, я контактировала практически каждый день со всеми своими подчиненными, сослуживцами, работниками самих отделений связи. И когда началась Русская весна, в стороне мы, конечно же, не остались.

В никаких партиях я не состояла, но быть в стороне от всего этого в то время было невозможно. На все наши митинги выходили мы все - и начальники отделений, и рядовые почтальоны. При этом никакой "обязаловки" не было. Мы даже и не призывали никого, просто, начиная с марта 2014 года, нам звонили из наших отделений и говорили: "Наталья Михайловна, можно мы завтра пойдем на митинг, который собирается?" Вот так, без всяких команд и указаний, люди собирались семьями и шли поддержать Русскую весну. Выходили вместе с мужьями. Некоторые вначале приходили с детьми, но потом уже решили, что не нужно их привлекать – боялись провокаций, это было просто опасно. Сотрудники почты вполне естественно влились в движение Русской весны. Это не прошло мимо нас.

Властям и силовым органам к тому времени уже было не до нас, а когда наши взяли (в апреле 2014-го здание бывшего управления) СБУ (в Луганской области), то и подавно. Мы тут собирали деньги, ездили в палаточный городок у СБУ, наши работники помогали людям, как могли. Думаю, эта помощь была заметной: до войны у нас было 138 отделений, 1200 человек работало.

СТРАШНОЕ ЛЕТО 2014

Летом 2014-го в ходе обстрелов у нас на "Почте ЛНР" погибло четыре человека. Для нас, конечно, каждая такая смерть была трагедией. Все девчонки, все молодые, дети остались… Одна из них, Юля Орехова, из нашего почтамта. Она работала оператором почтовой связи в контрольно-справочном участке и погибла, когда выходила в августе из подъезда. Ей было всего 27 лет. У неё остался маленький ребенок, в первый класс ходил, мальчик. Казалось бы: центр города, жила в районе Центрального рынка и попала под обстрел.

В Краснодонском отделении две сортировщицы центра обработки перевозки почты погибли – тоже молодые девочки, и опять дети сироты. Это просто страшно, что тогда происходило, что делала с нами Украина.

Еще были повреждены наши отделения. В (поселке) Юбилейном отделение связи было разбито полностью. Но в 2015 году именно оно стало первым, из тех, что мы восстановили. Сейчас уже и забыли, в каком состоянии оно было после обстрелов. Пострадали и другие отделения, в той же Вергунке, правда, не так сильно, как в Юбилейном, конечно, но крыши, окна разбитые. Да и наше здание почтамта сильно пострадало. Мы лишь в 2015 году остеклили все это. Первое отделение на Почтовой, 22 тоже не работало, сразу мы его не открыли, потому что не было возможности.

ПЕНСИИ ЧЕРЕЗ ЛИНИЮ ФРОНТА

С началом боев часть наших отделений осталась на той (подконтрольной Киеву) стороне. До войны в нашей сети состояли город Луганск, а также Лутугинский, Славяносербский и Станично-Луганский районы – это всё было наше. Когда начались боевые действия, в том числе и в Станично-Луганском районе, то в июле мы еще возили туда пенсию. Уже нельзя было проехать через мост, и мы ездили через Счастье – вот так отвозили пенсию.

Последний раз где-то в середине июля мы забрали деньги из банка и возили, пока все не выплатили. Со стопроцентной уверенностью могу сказать, что даже в условиях войны мы не прекращали свою работу – выполняли свои обязанности, свой долг перед людьми. Некоторые сопровождающие наши водители отказывались ехать, но были и те, которые говорили, что согласны ехать хоть каждый день. Все зависело от каждого конкретного человека.

При этом никаких конфликтов с руководителями оставшихся на той стороне почтовых отделений у нас не было – они и приезжали сюда, и так со мной созванивались.

Когда связи уже не было, они приезжали из Станично-Луганского района, из Широкого. Говорят: "Наталья Михайловна, что мне делать? Как быть? Противиться, не противиться?" Когда украинские власти стали требовать от них открывать отделения. Я одно им сказала: "Девочки, мы работаем для населения. Там ваши жители, ваши люди, и вы должны их обслуживать. Ну, что - ты уйдешь и закроешь почту… Пенсию все равно же нужно платить!"

И в Счастье такая же картина была, да и сейчас многие сюда приезжают из тех районов и говорят: "Когда вы нас уже заберете, когда мы уже с вами будем? Заберите нас в Луганск!"

ПОД ОБСТРЕЛАМИ

Я повторюсь: в целом работать мы не прекращали. Да и вообще, всю войну, август и сентябрь, у нас по городу работало семь отделений. И это невзирая на постоянные обстрелы города – вы же помните, что тогда творилось. Мы продавали запасы остававшегося товара: консервы, вафли, люди все это разбирали. Также бесплатно раздавали в этих семи отделениях списанные газеты, они уже были не учтены, раздавали просто людям, потому что сами знаете, что было тогда. Ни газет, ни радио, ничего… Хоть что-то читали.

РАСШИРЯЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

После окончания активных боевых действий, мы с 2015 года начали интенсивно расширять свою деятельность. Сегодня работает 75 отделений, 320 человек. Почта практически полностью возобновила весь спектр услуг, что был до войны – более 40 наименований. Возобновлен прием коммунальных платежей, выплата пенсий. Правда, пока не можем делать почтовые отправление по всему миру, "спасибо" Украине за блокаду и войну.

С августа 2015 года мы стали принимать почтовые отправления в Россию и из России. Сегодня отправляем в Россию посылки, письма, но денежные переводы пока еще не налажены.

ТЕРПЕНИЕ И ДОБРОТА

Кадрами мы обеспечены процентов на 70-75. Проблема в том, что, например, на должность почтальона-оператора мы можем взять любого человека: обучим, и он будет работать. Но как восполнить нехватку начальников отделений связи и их заместителей? У нас их не учат, а чтобы человек стал начальником отделения, ему нужно хотя бы год-два поработать и знать всё это дело. Если человек год поработал, и мы видим, что человек смышленый, толковый, то тогда можно попробовать подтянуть его до такой должности. Самое главное, здесь же нужно быть вежливым, терпеливым и честным. Если не любить людей, то на почте работать не сможешь. И не только в отделении. Когда идешь к бабушкам, дедушкам, какое бы у тебя плохое настроение ни было, все равно необходимо невероятное терпение и доброта – их нужно выслушать, попытаться помочь. Вы же понимаете, сколько в такой работе может быть проблем – люди пожилые, возраст, болезни, жизненные трудности. Здесь надо быть бережным и терпеливым, проявлять доброту и заботу и в то же время выполнять свою работу.

ВРЕМЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Сегодня у нас все компьютеризовано, из 75 отделений только два остаются без компьютеров - прифронтовое Пионерское на линии разграничения сторон у (Северского) Донца и еще одно маленькое село.

Если отвлечься, то у нас вообще немало отделений в населенных пунктах у линии разграничения. Например, мы во Фрунзе все отстроили, осуществили очень хороший ремонт. Когда наши ремонтники и строители там работали, то по селу частенько прилетало и, тем не менее, мы все сделали. Местные тогда шутили, мол, почта, наверное, ненормальная, раз в такой период восстанавливает отделение.

Программное обеспечение у нас все новое, все сделали наши работники предприятия – наши программисты все создали. Да, брали за основу и украинское, и российское обеспечение, но сделали оригинальный продукт. Сейчас мы стараемся уходить от бумажных носителей, практически во всех отделениях работает электронная связь.

СТОЙКИЕ ЛЮДИ

Подводя итоги, я уверена, что почта Республики выстояла только благодаря нашему персоналу. Почтовики – стойкие люди. Первое после семьи – работа. Даже когда были обстрелы, не было связи, начальники просто приходили, открывали отделения и потом пытались с кем-то как-то связаться. Останавливали проходивших мимо или случайно зашедших в отделение людей: "Вы будете где-то в районе железнодорожного вокзала? Зайдите в почтамт, пожалуйста! Передайте, что у меня все нормально, все целое." Вот так мы и выстояли – благодаря нашим людям.

Оценивая перспективы "Почты ЛНР", мы сегодня очень хотим, чтобы наши клиенты могли получать все виды почтовых услуг, существующих сегодня в мире. Также чтобы у нас были все связи со всем миром и самое главное - чтобы у нас была достойная жизнь в Республике, тогда никаких вопросов не будет. Устремленность, желание, готовность работать – у нашего коллектива всё это есть.

Выбор редакции