Интернационалист Артур Ярославцев: "Афганцы" должны перенять эстафету у ветеранов Великой Отечественной" (ФОТО)

Воочию  Общество 

В День вывода советских войск из Афганистана о своей службе и ветеранской работе ЛуганскИнформЦентру рассказывает воин-интернационалист, заместитель председателя республиканского Союза ветеранов Афганистана Артур Ярославцев.

СОВЕТСКИЙ ПАРНИШКА

До призыва я был обычным советским парнишкой из ростовской глубинки. Родился в 1960-м в поселке Глубокий Каменского района Ростовской области. Потом, еще будучи школьником, вместе с семьей переехал жить на хутор Ярофеевка Тарасовского района. Закончил восемь классов деревенской школы, поступил в Каменск-Шахтинский химико-механический техникум на специальность "электромеханик КИП и автоматики" (контрольно-измерительные приборы). Но не закончил – решил пойти на службу вместе со своими одногодками и осенью 1980 был призван в ряды Советской Армии.

КАРАКУМЫ – КАНДАГАР

Курсы молодого бойца проходил в Туркмении. Поскольку до призыва успел окончить автошколу и имел права категории "С" (грузовой автотранспорт), то готовили меня на водителя. Три месяца занятий, принятие присяги, тысячекилометровый учебный марш по горам да по пустыне Каракум на "Уралах", и 23 декабря привезли нас в Ашхабад. Оттуда прямым рейсом доставили в кандагарский аэропорт "Ариана".

ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ!

Сначала попал водителем на хлебовозку в хозяйственный взвод обеспечения артдивизиона 70-й (отдельной гвардейской мотострелковой) бригады. Посчитал, что жизнь удалась. Замкомвзвода – земляк, дедовщина отсутствует, едим в офицерской столовой, хлеба просто завались. Быстро поправился на три килограмма – молодой-молодой, а уже с животиком. Никаких спортивных занятий, никаких караулов, знай только баранку крути.

КАЛАТ – ЗАБУЛЬ

Как-то отправили меня в караул. Не простоял на артскладах буквально каких-то получаса, как в авральном порядке меня отправили на усиление в реактивную батарею водителем ТЗМ (транспортно-заряжающая машина для реактивной системы залпового огня "Град"). И поехали мы в Калат – центр провинции Забуль, что километрах в 150 от Кандагара. По прибытии потекла совсем другая служба: поддерживали огнем нашу пехоту – артиллерия вела огонь с дальних позиций. Служил я там до июля 1981 года.

ПУСТЫНЯ РЕГИСТАН

Вроде нормальная служба, но я понимал, что настоящий Афган проходит мимо меня и, отслужив чуть более полугода, я подошел к командиру разведроты и попросился к нему в подразделение. Меня взяли, и служил я там до самого дембеля – до 17 декабря 1982-го.

Облазили весь Регистан. Операции и рейды, охрана и сопровождение колонн, засады и реализация разведданных – обычная афганская работа разведроты нашей легендарной бригады. 

Как-то приключился такой трагикомичный случай. Встречали бригадой колонну из Союза, она везла нам боеприпасы, топливо и все, что нужно для жизни. По ходу колонны разведка выдвигалась на охрану дороги, в ключевые точки, откуда могло последовать нападение или обстрел "нитки" машин. Выбрасывали нас на двух вертолетах Ми-8 недалеко от гор. И вот в тот раз, как только "вертушки" улетели, а мы начали готовиться к пешему маршу, то увидели сигнал дозорного: идут трое, двое с ППШ (пистолет-пулемет Шпагина) и один с "буром" (английская магазинная винтовка Ли-Энфилд). Мы сразу открыли огонь, так как они нас увидели. Двоих "завалили" сразу, а третий дал стрекоча. Да какого?! Никогда в жизни я больше не видел, чтобы человек мог так бегать. Пока мы после первых выстрелов выскочили на сопочку, то он дал такой спринт, что его из СВД (снайперская винтовка Драгунова) уже достать было невозможно – олимпийский рекорд, наверное, поставил за эти пару минут.

"ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ"

Свою "за-бэ-зэ" (медаль "За боевые заслуги") я получил за бой по спасению нашего раненого в Регистане. Тогда вышли мы на боевые. До нас прошла пехота, а мы сидели в засаде. И вот передают по рации, что в пехоте – раненый, мол, придите и заберите. Выдвинулись. Девять человек моего призыва шли по ущелью, а сверху по хребту шло тоже человек восемь, но помоложе призывом – прикрывали нас. Зайдя в ущелье, уперлись в огромный валун. Там же и наш раненый нас ждал.

Когда начали обходить валун, я поднял глаза наверх, и вдруг вижу, что из-за него вылетает граната с черным дымом. Мы знали, что это английская граната Миллса, тоже "лимонка" типа советской "Ф-1", но наша без дыма при срабатывании чеки. Я заорал: "Граната!". Мы упали, слава Богу, никого ни осколками не посекло, ни взрывом не контузило. Одним словом, мы "попали". Не можем разобраться, откуда атака. Мы к валуну, а там наш "дух" как в крепости сидит. Выбрано место засады было идеально: он сверху валуна из камней выложил себе огневую точку – одна бойница перед нами. Обойти  никак, в лоб не взять – у него хороший сектор обстрела – и мимо не пройти. Из оружия у него был наш СКС (самозарядный карабин Симонова). А тут еще наш пехотинец: "Пить хочу, пить хочу…", но мы-то с собой ничего не взяли, налегке пошли – автоматы, пару магазинов, даже воды нет раненому дать.

У кого-то нашлась "синеглазка" (советская "слезоточивая" хлорпикриновая шашка), закинули ему, у нас у самих сопли текут, а он наверху: "Аллах Акбар! Аллах Акбар", сидит и молится, ему хоть бы что. И тут я вспомнил, что в разгрузке есть (граната) РГД-5. И каким только чудом я с единственной попытки попал в его берлогу этой гранатой – ума не приложу. Один взрыв – и дорога свободна: "душок" отправился к своему Аллаху, раненый улетел в госпиталь, а ротный написал представление к награде.

ПОЕЗДИТЬ ПО СОЮЗУ

После демобилизации пошел работать. Вначале на Глубокинский завод силикатного кирпича. Потом в Якутию за длинным рублем: два года валил лес, дома строил, деньги зарабатывал. Потом вернулся, женился на луганчанке и с 1985 года живу здесь. Тут работал на ремонтно-механическом заводе, потом 10 лет на кондитерской фабрике, последние годы ездил в Москву на заработки. С 2012 года на инвалидной пенсии - хроническое обструкционное заболевание легких, так у меня Афган, а потом Якутия вылезли. И, конечно же, ветеранская работа, дело всей моей жизни.

ВЕТЕРАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Во время военных действий этого периода был в Луганске, никуда не выезжал. Занимался делами нашей ветеранской организации. Случилось так, что наш руководитель уехал, по сути, оставив нашу организацию. Сегодня всеми, все еще разрозненными, территориальными организациями Союза ветеранов войны в Афганистане ЛНР мы думаем о будущем. Ветераны Великой Отечественной уходят, их осталось слишком мало – и мы, "афганцы", должны принять их эстафету, перенять флаг ветеранского движения у фронтовиков. Мы об этом много говорили и с Михаилом Дмитриевичем Гайдуковым, к сожалению, уже ушедшим из жизни. Сегодня активно работаем при поддержке председателя Республиканской организации ветеранов ЛНР Виталия Николаевича Лещенко. Идет серьезный разговор о слиянии всех районных и городских первичных организаций в единое "афганское" крыло при Республиканском совете ветеранов. То есть, каждая "первичка" вступает в состав районных и городских организаций ветеранов, и все они входят в Республиканскую единым крылом, от всех наших ветеранов. "Афганская" организация в составе Республиканской будет продолжать свою деятельность: заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения, заботиться о ветеранах, о родителях и родственниках погибших, вести традиционную и обязательную ветеранскую работу. Чем мы и занимаемся.

***

Ограниченный контингент советских войск (ОКСВ) был введен в Демократическую Республику Афганистан 25 декабря 1979 года. Вывод советских войск из Афганистана начался 15 мая 1988 года в соответствии с заключенными 14 апреля 1988 года Женевскими соглашениями о политическом урегулировании положения вокруг ДРА. За десятилетие афганской войны погибли более 15 тыс. граждан СССР, около 35 тыс. были ранены, сотни оказались в плену. Более восьми тыс. "афганцев" были родом с Луганщины, 162 не вернулись с той войны. Сейчас в ЛНР живут около 3680 воинов-интернационалистов.

Согласно указу главы ЛНР, 15 февраля в Республике отмечается День памяти участников боевых действий, исполнявших боевой долг за пределами Отечества. Выбор этой даты не случаен – 15 февраля 1989 года считается официальной датой завершения вывода ОКСВ из Афганистана.

Выбор редакции