Референдум-2014. Журналист Оксана Чигрина: "Луганщина – одна большая семья" (ФОТО)

Воочию  Общество 

Семь лет назад, 11 мая 2014 года, состоялся референдум о независимости Луганской Народной Республики. О тех исторических событиях ЛИЦ рассказывают организаторы и участники народного волеизъявления.

Вспоминает работник пресс-центра, сформированного из добровольцев весной 2014 года в здании бывшей Луганской областной государственной администрации, а ныне журналист главного периодического печатного издания ЛНР – газеты "Республика" - Оксана Чигрина.

ЛИЧНАЯ ИНИЦИАТИВА

На момент подготовки к референдуму я была в пресс-центре штаба Армии Юго-Востока. Должность назвать достаточно сложно, ведь все было на общественных началах и личных инициативах. Но если приравнять к обычным жизненным условиям, то я была простым специалистом.

В пресс-центр я попала в начале мая. И, исходя из истории моего там появления, родилась шутка: "Кто-то попал в это здание через окно, кто-то через дверь, а я – случайно". Дело в том, что в конце апреля абсолютно случайно встретила старого знакомого. Это произошло в месте, где мы никогда не могли бы встретиться, плюс ко всему я пошла дорогой, которой обычно не хожу. Узнала, что он в здании бывшей облгосадминистрации, взятой под народный контроль.

Дело близилось к референдуму, и у журналистов возникали вполне естественные профессиональные вопросы: где узнать адреса избирательных участков, нужна ли аккредитация, как будет происходить общение с прессой представителей Центральной избирательной комиссии и так далее. По просьбе коллег я позвонила своему товарищу, и уже после третьего вопроса он прорычал мне в трубку: "Знаешь, Оксана, раз ты такая умная, приходи и помогай". И я пришла. Как мне тогда казалось, всего на неделю.

УЧИЛИСЬ НА ХОДУ

Руководил тогда пресс-центром Василий Александрович Никитин и, как оказалось, действительно о работе СМИ на референдуме никто не задумывался, были вопросы более серьезные. Я высказала ряд предложений, с ними согласились и начали их прорабатывать.

Кроме того, где-то за неделю до референдума Никитин принес в пресс-центр два телефона, которые стали горячей линией. Ведь у населения вопросов было даже больше, чем у журналистов.

Большой сложностью в процессе подготовки и проведения в те дни была постоянно висевшая в воздухе опасность захвата города украинскими спецслужбами. Но первая и самая главная сложность заключается в том, что работа в пресс-службе – это в принципе не журналистика. То есть ты не пишешь новость, но должен сделать все возможное и порой невозможное, чтобы новость вышла в свет. Учились всему на ходу.

Еще помню, тогда пресс-конференции Валерия Дмитриевича Болотова могли проходить по несколько раз в день, и для обеспечения присутствия прессы необходимо было сделать за один раз порядка 50–60 телефонных звонков. Использовала старый добрый прием: чтобы говорить четко и быстро, не запинаясь, писала себе текст на листке и зачитывала его в телефонном звонке представителю каждого средства массовой информации. Со временем необходимость в этом отпала, когда познакомилась со всеми коллегами.

ДЕНЬ РЕФЕРЕНДУМА

День проведения референдума – это, конечно, был, пожалуй, самый волнительный рабочий день в моей жизни. И очень длинный день, потому начался с рассветом и закончился перед рассветом следующего дня.

Вместе с ЦИК мы расположились в здании на площади Героев Великой Отечественной войны, 9 в кабинете, где сейчас находится редакция Луганского Информационного Центра.

В мои обязанности входила координация деятельности средств массовой информации и информационная поддержка хода референдума. За довольно-таки сухими словами стояли сотни телефонных звонков, десятки онлайн-заметок на сайт. Плюс телефоны горячей линии не смолкали ни на секунду.

Подобная работа хоть и очень интересная, но лишает одного – реального взгляда на происходящее. То есть мне так и не удалось взглянуть хоть одним глазком, как люди голосуют. Слышала это только в телефонных разговорах и представляла себе, как же это было здорово.

БОЛЬШИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ

Все самые большие переживания начались непосредственно 11 мая, когда в некоторых регионах Луганщины представители местных властей и правоохранительных органов препятствовали проведению референдума. Люди постоянно звонили на горячую линию, жаловались, возмущались, ругались. Но при этом никто не уходил домой – все верили и ждали, что смогут отдать свой голос за Луганскую Народную Республику.

Огромному риску подвергались организаторы референдума на местах. И те, кто были в территориальных избирательных комиссиях, и те, кто доставлял бюллетени. Лишь поздно ночью, когда в Луганск прибыл последний автомобиль с бюллетенями, все смогли выдохнуть.

ЗВОНОК ИЗ СВАТОВО

Запомнился больше всего один случай. Звонок из Сватово, отвечаю, на том конце мужчина возмущенным голосом говорит, что народ собрался на центральной площади, но местный мэр и начальник милиции под угрозами применения оружия заставляют людей расходиться по домам. Народ требует, чтобы открыли избирательный участок, а те ни в какую. Ситуация накалялась с каждым часом.

Из Луганска в Сватово отправили машину с бюллетенями, но вся соль заключалась в том, что в северные районы уже зашли подразделения вооруженных сил Украины. Мы полдня перезванивались с этим мужчиной и в принципе шансы, что сватовчане проголосуют, с каждым разом таяли.

Время было где-то обеденное, я вышла на улицу, не выпуская телефон горячей линии из рук. Вновь звонок. Номер мужчины из Сватово уже запомнила и поэтому хороших новостей не ждала. И вот он мне кричит в трубку: "Мы голосуем! На улице, прямо на площади!". Как я взлетела по ступенькам на четвертый этаж не помню. Помню только, как бегу по коридору и кричу что есть мочи: "Сватово голосует! Сватово голосует!". Залетаю в кабинет, а там такое ликование… Так люди могут радоваться только за близких людей. Что и было доказано с того дня не раз: Луганщина – одна большая семья.

***

Семь лет назад, 11 мая 2014 года, в Луганской и Донецкой Народных Республиках, а также на части территорий, подконтрольных киевским силовикам, состоялся референдум по вопросу самоопределения ЛНР и ДНР. Явка на Луганщине составила 81%, на Донетчине – 75%. За самоопределение ЛНР проголосовали 96,2% участников референдума, ДНР – 89,7%. На следующий день, 12 мая 2014 года, был провозглашен государственный суверенитет Донецкой и Луганской Народных Республик.

Глава ЛНР своим указом установил государственный праздник – День Луганской Народной Республики, который отмечается 12 мая. День Республики – праздничный и нерабочий.

Выбор редакции