Взрыв на ЧАЭС. Повар отряда ликвидаторов Лидия Марченко: "Калитки хлопают, белье висит на веревках, а людей нет"

Воочию 

В годовщину взрыва на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС о крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофе ЛИЦ рассказывают участники ликвидации последствий аварии.

Повар отряда ликвидаторов, жительница Зимогорья Лидия Марченко:

Попала я в Чернобыль через полтора года после аварии. В тот момент люди, давшие согласие ехать туда, точно знали, что отправляются далеко не на курорт. О масштабах катастрофы уже было известно всем. Работала я тогда в ОРСе (отдел рабочего снабжения), и когда объявили о наборе группы, твердо решила ехать на ликвидацию.

Мне говорили: "Куда ты едешь? Тебе же еще детей рожать!". Но отказаться я не могла. Комсомол, партия. Понимаете, воспитание у нас было такое, все в духе патриотизма. А родные мои, конечно, были в шоке от принятого мною решения.

И вот так 19 ноября наша группа ликвидаторов из Луганска выехала в Чернобыль. Работала я там поваром в столовой СТО - станцию техобслуживания переоборудовали под столовую. В смене работали три бригады по 12 человек, кормили около полутора тысяч ребят.

Тяжело было, особенно, первое время, и физически, и морально. Рабочий день по 16 часов, с 6 утра до 10 вечера, без выходных. Подниматься приходилось в 5 утра. Людей обслужить нужно было очень много. Домой возвращались часов в 11-12 ночи.

Первое, что бросилось в глаза - тишина и пустота, отсутствие детей на улицах. Контрольно-пропускные пункты по дороге в Чернобыль. Жутко. Как в войну.

Едешь, калитки хлопают, белье висит на веревках, а людей нет никого. Не дай бог пережить такое!

Жили мы в детском саду, переоборудованном под общежитие. Столовая была далеко, минут 30-40 ходьбы. Дозу облучения мерили не всегда, но, когда после смены ходили купаться в душ, пальцы на руках и ногах кололи.

Средств защиты, как таковых, поварам не выдавали. Обычные брюки белые, куртка, колпак. Предупреждали только, чтобы мы чаще мыли руки, споласкивали горло, до еды и после, а по приезду домой советовали пить по чуть-чуть красное вино, чтобы кровь восстанавливалась.

Командировка группы была рассчитана на месяц. Но, когда нужно было уезжать, поварам не оказалось замены. Директор столовой попросил нас остаться до приезда новой смены, поэтому наше пребывание в Чернобыле продлилось до 31 декабря.

* * *

Авария на Чернобыльской атомной электростанции, ставшая крупнейшей в истории человечества техногенной катастрофой, произошла 26 апреля 1986 года. Благодаря самоотверженности ликвидаторов последствий катастрофы, многие из которых заплатили за свой героизм жизнями и здоровьем, авария была локализована. По самым скромным оценкам, в ликвидации катастрофы приняли участие не менее 90 тыс. человек из всех республик Советского Союза.

Выбор редакции