Пять лет ЛНР. Журналист Леонард Свидовсков: "Будущее нашей Республики будет русским" (ФОТО)

Воочию  Общество 

О государственном перевороте, предательстве элит, Русской весне и будущем Луганщины ЛИЦ в рамках проекта "ЛНР 5 лет: с Республикой в сердце" рассказывает председатель Республиканского союза журналистов, известный тележурналист Леонард Свидовсков.

КОРЕННОЙ ЛУГАНЧАНИН

Я коренной луганчанин. Здесь родился, провел детство, юность. Школу закончил – легендарную 20-ю. После окончил исторический факультет нашего пединститута и аспирантуру по специальности "эстетика".

Как и любой луганский мальчишка, в раннем детстве заболел футболом. Занимался в спортшколе "Зари", но футболистом я не стал – играл на любительском уровне. Три сезона отыграл в Чемпионате Крыма. Крым и "Артек" – отдельная страница жизни.

ЖИЗНЬ В ЖУРНАЛИСТИКЕ

Уехал из "Артека" в конце августа 1991 года. А уже в сентябре пришел на Луганское телевидение. Буквально сразу меня отправили на съемку в Брянку. Эта работа меня так захватила, что новой "болезнью" стала журналистика.

Сначала, почти 10 лет, работал в информационной службе. Чуть позже были авторские проекты – съемочные и студийные. Несколько лет возглавлял Ассоциацию спортивных журналистов Олимпийского комитета. И с "Артеком" связи не теряю. До сих пор сотрудничаю с "Артекфильмом".

В 2010 году получил звание "Заслуженный журналист Украины". Доцент кафедры культурологии, экранных искусств и телевидения родного университета.

Был депутатом Луганского областного совета. Работал в постоянной комиссии по вопросам депутатской этики, обеспечению прав граждан, свободы слова и информации. С 2018 года – председатель Луганского республиканского союза журналистов.

СОЗДАНИЕ "АНТИРОССИИ"

Когда в Киеве начинался "майдан", сразу подумалось: "Началось. И это уже не остановить!" Был в моей жизни опыт 12-дневного пребывания на "майдане" 2004-го. Не как манифестант, как журналист. Видел, что все такие "акции протеста" планируются не здесь, а за океаном и осуществляются за американские деньги. Так называемому "мировому сообществу" необходимо было украинское государство как "Антироссия". И они планомерно и целенаправленно его создавали. Причем не с конца 2013 года, а с 1991-го.

ПРЕДАТЕЛЬСТВО БЕЛО-ГОЛУБОЙ ЭЛИТЫ

Русская весна для меня началась ровно 22 февраля. В этот день мы с большой делегацией депутатов местных советов отправились на съезд в Харьков. Предупреждали, что это будет продолжением Северодонецкого съезда 2004 года. Помните, тогда Евгений Кушнарев (бывший губернатор Харьковщины, погибший при загадочных обстоятельствах на охоте в бытность президентства Виктора Януковича) выступил с инициативой провозглашения автономной республики. Но увиденное в Харькове меня полностью разочаровало. Янукович на съезд вообще не приехал. Михаил Добкин (в те дни глава Харьковской облгосадминистрации) и Геннадий Кернес (на тот момент Харьковский городской голова) все время куда-то бегали. Выступления рядовых делегатов во многом были радикальными, но в президиуме все время их останавливали. Предупреждали: "мы за единую и соборную Украину".

Но самое главное, что у стен Ледового дворца, где проходил съезд, собирались форменные отморозки – футбольные "ультрас" и фашиствующие молодчики со свастиками, с битами и с радикальными неонацистскими взглядами. Допа с Гепой (Добкин и Кернес) этого не видели, не знали, не могли ничего предпринять? И вот, когда съезд окончился, всех нас, делегатов, провели сквозь этот многотысячный строй. Под свист и улюлюканье. Два ярких чувства тогда испытал. Страх. Боялся, что вот-вот прорвут шеренгу милиции и начнется то, что через несколько месяцев случилось в Одессе. Второе чувство – острая обида. На гаранта, на партийных лидеров, на их бездействие. Созерцание всего этого – тоже ведь соучастие.

Когда на выезде из Харьковской области нас обогнал кортеж Януковича, честное слово, легче стало. Не от того, что с ним "все в порядке". А от осознания того, что "все они одним миром мазаны": и Добкин, и Кернес, и Янукович.

И уже когда мы были на середине пути, нам позвонили из Луганска. Сообщили, что на площади перед администрацией стрельба. Быстренько собрали сессию областного совета. Приняли, на мой взгляд, половинчатые решения. А когда вышли на улицу, изумились. Сколько же там было народа! Несколько тысяч. И в этой массе людей я увидел своего соседа. Музыканта. Флейтиста. Комплекция у него подобающая, роста небольшого. Но он тоже пришел на площадь. И он – настоящий защитник! Мужчина. Спросил у него: "А ты что тут делаешь?" Ответ меня поразил: "Ну, как же?! Стреляли! Я этих Серпокрыловых…" У меня от этих слов всю горечь и досаду как рукой сняло. Такие люди у нас! И тогда поверилось: "Весна настанет!"

ПРЕДАТЕЛЬСТВО МЕСТНЫХ ЭЛИТ

С этого дня митинги в Луганске проходили постоянно. В начале марта все протестное движение объединил российский триколор. Часто вспоминаю сессию областного совета 2 марта 2014 года – как блокировали здания, как переговоры вел с манифестантами. А еще вспоминаю, как решение той самой сессии постоянно переделывалось. Местные лидеры стать во главе движения так и не решились. Всеми силами пытались показать: "Мы, как бы с народом, но все-таки за государственную власть". А в тот момент усидеть на двух стульях уже седалища не хватало. И не хватило, в конце концов, как ни старались. Хотя и сессии в Старобельск переносили. Между прочим, многие были категорически против. А последнюю сессию вообще не закрыли. Хотя, по большому счету, можно было и результаты референдума признать. И Луганскую Народную Республику тоже!

Яркий момент одного из пленарных заседаний сессии областного совета. Вышел на трибуну председатель областной государственной администрации Владимир Пристюк и объявил о том, что не поддерживает государственный переворот, но "в стране есть законная власть – Верховная Рада… И есть законно избранный спикер парламента Александр Турчинов… " Шок! Гул в сессионном зале. Это, кстати, можно проверить по стенограммам Луганского областного совета. Никого не хочу обвинять и давать оценки, но позиция местной элиты в этих словах выражена предельно ясно.

БОЛЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ

Во время референдума я был на избирательном участке в родной школе. Людей было очень много! И был энтузиазм, и было воодушевление, и подъем. Чувства переполняли. Но главные – радость и гордость. За город. За своих земляков. И еще была вера в то, что все у нас получится!

И был день 2 июня. Понедельник. И семь сезонов подряд именно в понедельник в 19:50 в эфир выходила программа "Кредит доверия". Готовилась к этой передаче целая группа. А один из сюжетов мы посвятили "сандружинам". Время было неспокойное, и как оказать первую медицинскую помощь, надо было знать. Одна из дружин располагалась в центральном сквере. Прямо напротив здания облгосадминистрации. Руководила ею Светлана Гизай, супруга моего институтского товарища Александра Гизая. И вот во время съемки наш оператор предложил: "А давайте оказание первой помощи снимем на две камеры, во дворе телекомпании". Так и поступили. Пошли на Демехина, 25. А Саша (Гизай) остался в парке. Именно в это время и был совершен авиаудар по Луганску. На место трагедии мы прибыли через несколько минут. Руководитель "Каскада", воин-интернационалист, поисковик, учитель и воспитатель Александр Гизай погиб. А то, что я увидел, навсегда останется в моей памяти, и словами это не передать. Такая боль – на всю жизнь.

НАСТОЯЩАЯ ЖИЗНЬ

Даже в военное время наши люди не теряли человечности. Они не выживали – жили! До июля 2014 года на футбольных полях спортивного комплекса "Фурор" в квартале Южный проводился чемпионат города. Событие казалось рядовое. Но в том-то и дело, что во время обстрелов футбольный матч превращался в нечто большее! Представьте себе: канонада, "прилеты", автоматные очереди. А люди – во дворах, рядом с футбольным полем. Болеют, сопереживают, радуются и не расходятся. Во время одной игры увидел, как прилетел осколок прямо на футбольное поле. Искусственная трава расплавилась и обгорела, но матч продолжился. Никто с поля не ушел. И трибуны никто не покинул.

Другой момент – музыкальный. Июль 2014 года. Воскресенье. После того, как отгремели залпы пушек, в сквере имени Молодой гвардии, заиграл наш муниципальный оркестр. И пустые улицы заполнились людьми. Наши земляки вышли из своих убежищ, чтобы жить, радоваться. Чтобы победить. Так и победили. Своим мужеством, стойкостью. Футболом и музыкой!

ЭТО ЖЕ МЫ, ЛУГАНЧАНЕ

Телевизионный журналист – это ведь не только "говорящая голова". Нужны знания, доводы, аргументация. Знание проблем – обязательно! Если говорить о самых значимых героях программ, то в нашей Республике их множество: врачи, учителя, шахтеры, военнослужащие. Они рядом, но мы их почему-то не замечаем. Вот, например, старшая медицинская сестра второй городской больницы Светлана Литвиненко. Работает в приемном отделении. Но она – воплощение женского мужества, как бы парадоксально это не звучало.

Светлана в 2014 году добровольцем отправилась на передовую. Вслед за сыном, который пошел служить в Народную милицию. Классика советского кино, помните Резо Чхеидзе "Отец солдата"? Вот и здесь мать солдата отправляется в действующую армию следом за сыном и попадает в самое пекло боевых действий. Зимой 2015 года. Интересно? И таких примеров у нас масса. Это же мы, луганчане!

СОСЕДНЕЕ ГОСУДАРСТВО УКРАИНА

Украина для меня сегодня – не более чем соседнее государство. Агрессивное. С выдуманной историей или, точнее, воплощенный миф. Этот миф создавался в Германии и Австро-Венгрии. Советская Россия в начале своего исторического пути дорожила международным признанием. Поэтому и появилась Украинская республика в составе СССР. Все это предисловие к трагедии русского народа – разделенного и разорванного. Поэтому об украинском будущем мне захочется говорить только после того, как "свидомые" (сознательные (укр.) украинцы признают себя русскими людьми. Это и будет отправной пункт будущих переговоров. А главная задача – воссоединение всех русских людей и земель в единой стране. Без этого – никак!

ОЧЕВИДНОЕ РУССКОЕ БУДУЩЕЕ

Будущее Луганской Народной республики, надеюсь, тоже будет русским. В единой братской семье. Приведу один пример. Недавно артековцы побывали на экскурсии в городе-герое Севастополе. И на выставке перед панорамой сфотографировались с пушкой. А на ней клеймо Луганского литейного завода. Фотографию друзья сразу же прислали мне. Понимаете?! Нельзя отстоять Севастополь без тружеников Луганска. И, наоборот, сегодня Луганск воюет, в том числе, и за то, чтобы Крым был русским и мирным. Это же очевидно! Так что я жду воссоединения…

Выбор редакции