Пять лет ЛНР. Глава администрации Брянки Николай Моргунов: "Наши предприятия вопреки блокаде наращивают потенциал"

Воочию  Общество 

О событиях Русской весны, организации референдума, выживании города в условиях блокады и его перспективах сегодня в рамках проекта "ЛНР 5 лет: с Республикой в сердце" рассказывает глава администрации Брянки Николай Моргунов.

– Николай Викторович, вспомним весну 2014 года. Какие настроения царили тогда в Брянке?

– Все началось задолго до прихода Русской весны на Донбасс, задолго до референдума. Я бы даже сказал, что развернувшиеся в нашем регионе события – это последствия тех беспорядков, которые захлестнули Киев в 2013-2014 годах. Донбасс сначала пассивно наблюдал за происходящим, наш народ продолжал трудиться, пока Киев скакал. Затем, поняв, что ситуация только ухудшается, мы подключились к "Антимайдану". Цель была одна – показать, что у нас есть свое мнение, которое не совпадает с мнением "активистов майдана". Мы выступали за то, чтобы, согласно конституции Украины, был наведен порядок в стране, и неоднократные митинги, которые проходили на территории нашего города и всего Донбасса еще до начала Русской весны, проводились под лозунгом "Президент, наведи порядок в стране!". К сожалению, руководство Украины в тот момент нас не слышало. 

В феврале наша делегация отправилась в Харьков на съезд депутатов всех уровней. Именно тогда я воочию увидел, какая сила руководит "майданом", мы лицом к лицу столкнулись с боевиками, которые оцепили здание, где мы находились. Представители власти тогда просто ретировались, оставив нас один на один с боевиками.

Когда мы покидали Харьков, пришло осознание того, что украинской власти мы не нужны, Донбасс не нужен. Мы остались один на один со своими проблемами, с ненавистью жителей Западной и Центральной Украины по отношению к нам, с опасностью, которая для нас стала неизбежной. Но при этом мы сохранили свои убеждения и идеалы, приверженцами которых были на протяжении многих лет. Далее начались митинги под флагами Русской весны.

– Как лично вы восприняли Русскую весну?

– Именно в тот момент мы как никогда стали единым целым. Я пришел к команде, которая со мной работала на тот момент, и сказал: "Я иду к людям, хочу высказать свое видение происходящего, и если оно совпадет с их видением, то мы пойдем до конца вместе!" 99% команды, которая работала в исполкоме городского совета, меня поддержали и приняли сторону митингующих. Брянковский исполком городского совета принял четкое решение о том, что мы с народом, что наши цели и мнение совпадают. Мы выходили вместе со всеми на митинги, общались с людьми, поддерживали те требования, которые они выдвигали.

– Как проходил референдум 11 мая?

– Когда было принято решение о проведении референдума, руководители всех городов собрались в Луганске. Мы встречались с народным губернатором Луганщины Валерием Болотовым, чтобы обсудить, как организовать данный процесс. Хочу отметить, что практически все мэры городов, избранные в 2010 году, участвовали в организации и проведении референдумов, все мы были на этом собрании. Когда я вернулся в город, пригласил к себе в кабинет руководителей силовых ведомств, высказал им свою позицию относительно предстоящего референдума. Меня выслушали, не сказав ни слова, а впоследствии возникло мое личное уголовное дело.

Что же касается самой организации референдума, то здесь единым целым трудились и власти, и народ. В здании исполкома горсовета находилась избирательная комиссия, мы помогали в обустройстве избирательных участков, консультировали инициативную группу, потому что большинство из участников не знали, как правильно организовать этот процесс.

В организации и проведении референдума участвовала огромная сплоченная команда. Одни занимались агитацией, информированием о местах расположения избирательных участков. Активисты проводили встречи с трудовыми коллективами, развешивали объявления. Другие участники проведения референдума отвечали за обеспечение порядка и безопасности на участках. 

Я в числе первых пришел на свой избирательный участок и проголосовал на референдуме.

– Как развивались события в городе после референдума?

– После референдума отношение Украины к Донбассу значительно ухудшилось. Но наша команда работала в полном составе, мы выполняли все функции местного самоуправления, в то время как со стороны Киева происходила блокировка работы казначейства, парализация работы Пенсионного фонда и многое-многое другое. Это делалось, чтобы дестабилизировать обстановку, устроить хаос. Нам не стремились помочь, нас не пытались услышать… Нас пытались подавить. Но мы сделали все, чтобы этого не допустить: и медучреждения работали, и образовательный процесс был доведен до самых летних каникул, мы даже умудрились провести военно-патриотическую игру "Зарница". И все остальные службы функционировали в штатном режиме даже в тот период, когда уже было отключено финансирование, остановлена работа банковской системы. 

Очень тяжелым было лето 2014 года, когда к искусственно созданной экономической блокаде добавилась энергетическая, водная… И власть, которая осталась, вместе с бойцами ополчения предпринимала все возможные действия, чтобы справиться с этими проблемами.

Не могу не вспомнить о тех людях, которые до всех этих событий были в тени, а в самое тяжелое для города время проявили себя с наилучшей стороны: вывозили мусор, развозили бесплатно воду нуждающимся в этом, открывали дополнительные источники воды, свои личные скважины, организовывали социальные столовые – это был просто порыв души. В то же время не прекращали работу коммунальное предприятие (КП) "Жилищник-2", водоканал, пожарные, газовщики, учителя, медики, шахтеры и многие другие, не получая при этом заработных плат.

– Чего удалось достичь за пять лет? Получилось ли восстановить довоенные показатели в отдельных отраслях экономики?

– Понятно, что сегодня уровень экономики очень сильно отличается от довоенного. Эти отличия вызваны, в первую очередь, экономической блокадой со стороны Украины – мы вынуждены были полностью перестраивать нашу промышленность уже в новых условиях. Некоторые отрасли нам так и не удалось восстановить – это угольная промышленность. Есть проблема очень серьезная с шахтой "Вергелевская", и эта проблема должна стать общегосударственной для того, чтобы шахту запустить. Необходимо понимание государства – будем ее дальше запускать, нужна она в таком виде, будем ее поддерживать и так далее. Нужна комплексная государственная программа по развитию угольной промышленности.

Зато очень приятно, что некоторые предприятия машиностроения по итогам прошлого года достигли довоенного уровня, некоторые мелкие предприятия даже превысили тот объем производства, который был до войны. То есть они сегодня достаточно динамично развиваются.

Я неоднократно говорил и повторю, что сегодня нужно особое внимание уделить предприятиям, которые находятся на прифронтовой территории. Потому что они сегодня работают не в равных условиях, и по большому счету и коллективы, и руководство этих предприятий ежедневно совершают подвиг для того, чтобы их удержать на плаву, не говоря уже о том, чтобы вывести на какой-то уровень.

Сегодня условия работы предприятий Краснодона и Свердловска, пусть не обижаются на меня коллеги, отличаются от условий, в которых работают предприятия Брянки, Кировска и Первомайска, потому что мы сегодня находимся на прифронтовой территории. Может быть, сегодня сюда не прилетают, слава Богу, какие-то снаряды, но привлечение средств, элементарная логистика – в этих направлениях могут быть вопросы. Поэтому, если мы хотим сохранить эти предприятия, и не хотим, чтобы они перекочевали в более спокойные и более комфортные условия – на другие территории, где линия разграничения намного дальше, либо вообще за рубеж нашей Республики, то мы должны их каким-то образом стимулировать и об этом нужно думать. То есть предоставлять какие-то преференции, какое-то особое отношение и так далее. Но еще раз говорю – несмотря на то, что сегодня нет никаких преференций по отношению к этим предприятиям, ежедневно коллективы с руководством совершают подвиг, наращивая потенциал. Особенно машиностроители.

– Оценивая пройденный путь, какие события стали наиболее значимыми для вас, города и Республики в целом?

– Безусловно, это указ президента России о получении жителями Республик гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке. Я считаю, что данный указ – это своего рода признание нашей Республики, признание того, что мы движемся в правильном направлении.

Российское гражданство, в первую очередь, даст возможность жителям наших Республик почувствовать себя в безопасности, защитить свое право говорить на родном языке, рассказывать детям неискаженные факты о подвигах многонационального советского народа в Великой Отечественной войне, реализовать свое право на свободу передвижения, право на образование, социальное обеспечение, медицину и многое другое.

– Спустя пять лет после референдума какие настроения и ожидания у жителей города?

– Главным нашим лозунгом, начиная с 2014 года, был лозунг "Вместе с Россией". Мы стремились показать, что являемся частью Русского мира, частью большого русского народа. И делить нас, тем более искусственно, насаждать нам язык, насаждать нам вероисповедание другое, искажать историческую память – мы этого не допустим, мы об этом изначально говорили. И мы доказали свое право, причем доказали это право с оружием в руках, умывшись кровью, что мы достойны той памяти. И, как логическое продолжение этого процесса, – конечно, это процедура выдачи российских паспортов. Сегодня мы действительно ощущаем себя одной единой страной – большой Российской Федерацией.

Подписание Владимиром Владимировичем Путиным указа стало очень серьезным шагом, и народ воспринял его с большим оптимизмом, причем все слои населения – пенсионеры, молодежь, работающие жители города.

Процесс выдачи паспортов трудоемкий, поэтому мы должны выстроить сегодня логистику организации выдачи данных документов, дойти, достучаться до каждого жителя, помочь ему оформить документы и так далее. Собственно, это то, чем сегодня мы и занимаемся.

Выбор редакции