Пять лет ЛНР. Директор разрушенной ВСУ школы Дмитрий Землянский: "Мыслей покинуть Родину не было"

Воочию  Общество 

О разрушениях, невинных жертвах, последующем восстановлении и послевоенных достижениях в отрасли образования ЛИЦ в рамках проекта "ЛНР 5 лет: с Республикой в сердце" рассказывает бывший директор разрушенной в результате обстрелов ВСУ луганской школы № 7  Дмитрий Землянский, ныне возглавляющий столичную школу №11.

БОЕВОЙ САМОЛЕТ

После окончания института я работал в школе № 7 Луганска, я начинал свою трудовую деятельность как учитель биологии, с 1992 года я стал директором школы и был им до октября 2014 года.

Весь Луганск понял, что начинается что-то нехорошее, когда была атакована Луганская областная государственная администрация (ЛОГА). Когда летал над городом боевой самолет, мы думали, что он пугает, разведку проводит и не верили, что что-то может произойти. 

В день авиаудара мы были на работе, а ЛОГА неподалеку от школы № 7, и я помню звук, когда самолет пошел на атаку, и после этого был взрыв. Мы, честно, думали, что взорвалось что-то в южной части Луганска, а мама бухгалтера школы была как раз возле ЛОГА и позвонила и сказала, что самолет нанес удар по зданию. Тогда стало понятно, что началась война.

ТРИ РАЗРУШАЮЩИХ УДАРА

Когда начиналась война, то в мыслях у всех было одно: что этого не может быть, что это в каком-то сне, что это нереально. Мы бы поверили больше, что на нас напали марсиане, чем в то, что нас могут бомбить украинские самолеты, что нас убивает свой же народ.

Когда пострадала облгосадминистрация, погибли люди, то стали проверять все убежища, которые сохранились. В седьмой школе было уникальное убежище, потому что там когда-то размещался штаб гражданской обороны Артемовского района – это целый бункер, рассчитанный на 10-15 человек, которые могли жить в нем автономно в течение месяца. Тогда по городу дали объявление о том, где в случае авианалетов можно укрыться.

Когда события начали развиваться более серьезно, когда в городе был первый минометный обстрел, когда стали гибнуть люди, жители близлежащих домов стали приходить и прятаться в убежище в седьмой школе. Максимум у нас в убежище находилось порядка ста человек.

Первый удар – это мина, упавшая вблизи школы в 01.45 4 июля 2014 года, в результате чего пострадала обшивка и остекление здания. У меня есть такое подозрение, что били специально по школе, потому что знали, что в убежище находились люди. Хотели выбить, чтобы люди покинули город.

Второй обстрел школы был более трагический, подлый. Это случилось в 20.00 25 июля 2014 года, было два удара – одна мина ударила в крышу, пробила ее и взорвалась на чердаке, обвалив перекрытие между чердаком и третьим этажом. Пожара не было, между вторым и третьим этажом все уцелело. Буквально через несколько минут второй боеприпас, говорят специалисты, что это был снаряд, ударил в 15 метрах от центрального входа в школу. Самое страшное то, что в это время люди вышли из убежища покурить – тогда четверых наповал сразило, было просто море крови, страшное зрелище. Мальчик Денис, который закончил девятый класс, с другом сидели в вестибюле. Денису осколок попал в спину, он погиб в больнице, а его другу – в артерию на ноге, потом он тоже умер от потери крови. Денису оказывали помощь в убежище, несли его, там все было в крови, везде стоял ее запах…мы долго не могли отойти.

Тот день был очень страшный, я тогда звонил в МЧС, а они сказали, что у них одна бригада, а трупов очень много. Когда приехала машина МЧС – это был фильм ужасов, в ней уже было восемь тел, и забрали четыре из школы. И после этого все равно люди прятались в школьном убежище.

Третий обстрел был около 18.00 2 августа 2014 года, но тогда уже били прицельно по школе. Боеприпас ударил в спортзал, а там деревянные полы и начался пожар, в результате которого сгорело две трети здания, причем выгорело от подвала до крыши, остались одни стены.

Обстрелы и разрушения происходили на наших глазах, а когда говорят, что этого всего не было, то пусть приедут и посмотрят.

Я надеюсь, что рано или поздно школу все-таки восстановят, хотя бы как памятник. Конечно, здание требует очень серьезного восстановления, ведь оно пострадало очень сильно, а самое страшное, что оно горело – перегорели перекрытия, была очень высокая температурная нагрузка на стены.

Седьмая школа для меня родная, ведь в ней училась моя бабушка, мама, двоюродные и троюродные братья, дядя, я в ней учился и начинал свой трудовой путь. В нее было положено много сил, можно сказать, мое детище.

НЕ БЫЛО МЫСЛИ УЕХАТЬ

У меня за всю войну никогда не было мысли уезжать, даже злоба была какая-то и мысли: а почему я должен уезжать, ведь это моя земля! Причем вся моя семья была такого же мнения, я благодарен за это моей жене и дочери. Я думаю, что сработали славянские корни нашего народа не покидать Родину. Я понимал, что все происходящее в Донбассе очень серьезно, но мы верили, что война рано или поздно закончится. Было страшно от непонимания, что же будет дальше.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

Я не буду говорить, произошли ли изменения в лучшую или худшую сторону, я буду просто констатировать факты. В октябре 2014 года открылись и работали школы – это плюс, было кого учить, люди ходили на работу за пайки, люди возвращались. С каждым годом количество детей, идущих в первый класс, увеличивается, все школы Луганска работают, насколько я знаю, планируется открыть еще три школы, пострадавшие от обстрелов. Учебники – да, есть определенный дефицит, но, тем не менее, они есть. Дети с первого по четвертый класс, группа продленного дня, льготники питаются бесплатно – плюс. Каждый год работают пришкольные лагеря. Конечно, существует много вопросов, но положительные тенденции есть.

ПОСЛЕВОЕННОЕ РАЗВИТИЕ

С 1 октября 2014 года я был назначен директором школы № 11. Сейчас мы развиваемся и проводим такой эксперимент, как образовательный округ. В него входит внешкольное учреждение – ясли-сад комбинированного типа № 52, учреждение дополнительного образования – Луганский дворец детского и юношеского творчества (ЛДДЮТ) "Радость" и наша школа. Дети мигрируют между учреждениями, то есть из детского сада ребенок идет к нам в школу и параллельно занимается в "Радости" – этот эксперимент очень интересный, и надо подумать о том, как его развить дальше, трансформировать.

У нас школа семейная, маленькая, мы знаем о детях очень много, и часто бывшие ученики школы приводят к нам своих детей.

ПОЖЕЛАНИЯ РЕСПУБЛИКЕ

Накануне пятилетия Республики хочу пожелать ее жителям мира, чтобы мечта о судьбе ЛНР осуществилась. Будет мир - а все остальное мы сделаем!

Выбор редакции