Пять лет ЛНР. Директор луганского лицея Лариса Твердохлеб: "Республика вкладывает лучшее в наших детей"

Воочию 

О восстановлении Луганского экономико-правового лицея имени героев "Молодой гвардии" после боевых действий, интеграции в российское образовательное пространство ЛИЦ в рамках проекта "ЛНР 5 лет: с Республикой в сердце" рассказывает директор учреждения Лариса Твердохлеб.

СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ

В 1996 году по решению областного совета был создан правовой лицей для учащейся молодежи, которая выбирала профилем своего обучения право. Тогда это было очень актуально. Мы сразу же сдружились с луганским университетом внутренних дел, и мы были их базовой школой. Выпускные экзамены в лицее считались вступительными в университет. Это, конечно, всех привлекало, форма, имидж. Так мы развивались, потом оказалось, что кроме правоведов стали востребованы еще экономисты. Тогда мы стали экономико-правовым лицеем.

В уставе было написано, что преимущественно принимаются дети из сел, не Луганска. Потому что в городе были лицеи, гимназии, коллегиумы, а вот глубинкам не хватало качественных преподавателей.

Шло становление традиций, в частности, появилось посвящение в лицеисты на плацу университета, клятва лицеиста, разработали свои знаки различия.

Первые выпуски были очень звездные, мы ими очень гордимся. Многие становились кандидатами наук, возглавляли структуры в органах права. Один наш воспитанник из Новоайдарского района стал самым одаренным студентом Украины, Кучма вручал ему награду.

Так мы постепенно набирали темпы, и никто не ожидал беды. В 2014 году мы сделали набор, люди разошлись в отпуска, дети ушли на каникулы и начались боевые действия.

НЕКОМФОРТ

Перед войной, когда майдан начался, смотрю некоторые радуются, деньги туда пересылают. Я не понимала, как могут быть в одной среде настолько противоположные мнения. Организовалось человек пять, которые не приняли эту действительность, эти блокпосты, некомфорт.

Однажды снится мне сон, что я мою ступеньки на второй этаж, а они не могут подняться. Думаю, как же я их отсюда "вымою"? Но они потом сами все ушли, "вымылись". На их места пришла такая талантливая молодежь, дети их любят.

У нас очень квалифицированный коллектив педагогов. У нас работают кандидаты наук, доценты. Мы в своей преамбуле говорим, что мы даем довузовскую подготовку. Мы очень дружим со всеми учреждениями высшего профессионального образования Республики, проводим совместные мероприятия. Наши ребята таким образом определяются, где им комфортно.

КОЛОССАЛЬНЫЕ РАЗРУШЕНИЯ

Статистика говорит, что две трети снарядов, которые были выпущены по Луганску, пришлись на поселок Юбилейный. Разрушения, конечно, колоссальные: крыши, конструкции, ни окон, ни дверей. Все вылетело. Я подошла к лицею и мысленно попрощалась.

Но потом коллектив собрался и начал спрашивать, что же делать. И мы с председателем профсоюзного комитета и главным бухгалтером пошли в Дом правительства. Наше учреждение поставили в первую очередь восстановления.

Дети 6 сентября уже приехали к нам и заявили, что будут учиться. Электричества нет, воды нет, печки электрические. Мы поехали в эвакуацию в педуниверситет (Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко), там тогда были места. Возродили там все наши конкурсы, конференции. Сначала у нас было три класса – по одному с девятого до 11. Причем дети в основном с линии разграничения.

Весной 2015 года мы вернулись в свое здание. Последний звонок, 25 мая, раннее утро, я нахожусь дома и слышу обстрел. Мне стало не по себе за детей. Я прибегаю в лицей, смотрю, девочки красятся, мальчики тоже спокойно собираются на праздник. То есть, настолько адаптированы.

Когда-то мне позвонил (экс-руководитель "Луганской областной военно-гражданской администрации" Геннадий) Москаль и сказал, чтобы я брала все уставные документы, печати и переезжала в Северодонецк. Я к такому разговору даже не готовилась. Ответила, что мне кровавые деньги не нужны. И вот такого лицея там нет. Военный лицей они открыли в Кременной, забрали у детей санаторную школу-интернат и на ее базе открыли, но такого учреждения нет.

НОВАЯ ЖИЗНЬ

1 сентября 2015 года уже за парты сели девять классов, как нам и положено: три – девятых, три – десятых и три – одиннадцатых. Началась новая жизнь, связанная со становлением Республики, ее законодательной базой, характером. Я думала, где взять силы, ведь люди надеются на тебя, а ты такой же как они? Восемь месяцев мы не получали зарплату, люди просто так ходили на работу.

Я родилась в Сибири и вот как-то ночью думаю: не может сибирский характер сдаться. А за мной девять классов, персонал, родители, которые на тебя надеются. И вот понемногу продолжали восстанавливаться. Практически жили на пункте выдачи стройматериалов. Можно сказать, что восстановление идет до сих пор. Спасибо главе Республики Леониду Ивановичу (Пасечнику), нашему министру (образования и науки ЛНР Сергею Цемкало), нам выделили средства, потому что от того, что здание дрожало, идут огромные трещины.

СРЕДА СВОДОБЫ И НЕЗАВИСИМОСТИ

Но знаете, нет худо без добра. До войны этот лицей был платным, а с 2014 года все бесплатно: хорошее четырехразовое питание, полный рацион, медицинское обслуживание, все кружки, все факультативы. Поэтому сюда едут и люди из Украины.

Наши дети не будут простыми. Республика вкладывает лучшее в наших детей. И, я уверена, они потом отплатят тем же. У них такая стойкая гражданская позиция. Мы очень дружим с институтом международного права Далевского университета. Как-то его директор Лидия Ивановна Лазор в 2015 году организовала круглый стол по теории государства и права. Она спросила у детей, что будет с нашей Республикой? А они говорят: "Будем торговаться, такая Республика всем нужна".

Например, если это конкурс песни, то они такую песню найдут, про Родину, про Республику, свое Отечество. Раньше тоже такое пелось, но это было как-то механически. Стоит увидеть их глаза теперь. Очень многое, конечно, делает среда. В самой Республике такая среда, которая насыщена свободой, независимостью, русским братством.

Наше Министерство (образования и науки ЛНР) организовывает различные мероприятия, в которых участвуют наши дети. Например, памяти бойцов 395-й Шахтерской дивизии, по местам боевой славы, Миус-фронт и другие. А там атмосфера такая, что нельзя оставаться равнодушным, они это все впитывают.

Кроме того, дети у нас живут, на них идет целенаправленное педагогическое влияние. Я говорю всегда, что здесь все педагоги, здесь нет ни техничек, ни слесарей, весь персонал в процессе воспитания этих людей.

ИНТЕГРАЦИЯ

Сейчас у нас занятия проходят по российским учебникам, изменился сам образовательный процесс. У нас есть Республиканский центр развития образования, возглавляемый Оксаной Александровной Колесниковой. Она сама быстро усваивает что-то новое, публикует и мы не можем отставать. Например, я прекрасно помню учебники истории, в которых описывалось, как Россия всегда "прыгноблювала" Украину, издевалась - это неправда. Сейчас учебники без налета политики. 

У наших детей сейчас очень мало времени. Раньше было сидят в интернате, бездельничают. А сейчас они нарасхват. Детей не хватает для всех мероприятий, которые проводятся.

Недавно команда нашего лицея выиграли "Зарницу", и их Министерство отправило в Брянск, где проходило соревнование юнармейских отрядов. В один из дней там происходит имитация взрывов и нужно бежать на место сбора. Только наши взяли с собой документы, такие вот отголоски.

ЛЮДИ НОВОЙ ГЕНЕРАЦИИ

Если раньше молодому человеку, чтобы устроиться на какую-то работу, нужно было кого-то найти, то сейчас просят уже сами ведомства найти выпускников. Сейчас существует нехватка кадров. Причем нужны люди новой генерации. Молодежь понимает прекрасно, ориентируется в этой действительности. Я считаю, что у нас много талантливой молодежи в Республике, которая является залогом благополучного будущего.

Выбор редакции