Пять лет ЛНР. Директор института селекции Павел Браун: "Наши сорта и гибриды не уступают по качеству зарубежным" (ФОТО)

Общество  Экономика 

О достижениях селекционеров Республики и особенностях такой деятельности ЛИЦ в рамках проекта "ЛНР 5 лет: с Республикой в сердце" рассказывает директор общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Луганский институт селекции и технологий" ("ЛИСТ") Павел Браун.

НОВЫЕ СОРТА И ГИБРИДЫ

Наш институт был организован в 2001 году. Мы занимаемся селекцией зерновых и масличных культур: подсолнечник, кукуруза, пшеница, ячмень. На сегодня нашими специалистами уже выведено свыше 20 гибридов и сортов.

Продукция института входит в реестр России, Украины, Турции, Беларуси. Ее бы туда не ввели, если бы эти сорта не показали результаты выше, чем у тех, которые уже существуют: по урожайности, устойчивости к болезням, вредителям.

Что касается периода, когда предприятие возобновило свою деятельность после войны, то за это время выведен один новый сорт пшеницы и четыре - подсолнечника.

Наши сорта и гибриды при значительно меньшей стоимости, чем зарубежные, не уступают по качеству. И очень важно то, что наша продукция районирована, то есть адаптирована к нашим климатическим условиям. Сорта, выведенные нашими селекционерами, зимоустойчивы, дают устойчивый урожай в засуху.

Например, наша пшеница остистая. Ости дают возможность питаться из воздуха, росой, и 20 центнеров урожая с гектара она даст, меньше просто не может быть. Кроме того, она невысокая. Пшеничная солома никому не нужна, а сжигать валки запрещено категорически. Ее сорта третьего или четвертого класса можно получить даже после одной подкормки. Это при том, что зарубежные специалисты такого результата могут достичь с нескольких подкормок.

Наши гибриды подсолнечника устойчивые к семи расам заразихи (род растений-паразитов) и гербициду сплошного действия. Например, севооборот, то есть возврат подсолнечника на прежнее место, не должен происходить чаще, чем пять-семь лет. Это экономически необоснованно по той причине, что при несоблюдении этого условия корни начинают повреждать паразиты. Мы работаем над сортами, которые можно возвращать на второй-третий год. Это значит, что они устойчивые к болезням.

Еще раньше мы вывели сорт сорго, который не трогала тля. Мы работали по другому плану, но увидели, что есть такие растения, которые не повреждены этим насекомым.

ГОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Для того, чтобы получить новый сорт, нужно как минимум шесть лет исследований, селекции. Нужен селекционер, который любит эту работу, который чувствует ее, понимает. Потому что можно быть селекционером всю жизнь и не вывести ни одного сорта или гибрида.

Для начала селекционеры или хозяйственники ставят задачу – получить, допустим, растение, устойчивое к какой-то болезни или еще чему-то. Специалист, зная лучшие сорта, гибриды, начинает скрещивание. Бывает и три вида участвуют, то есть трехлинейные гибриды.

Высеиваются участки с трехкратной повторностью. Это обязательное условие, потому что однократный эксперимент может показать случайный результат. Затем специалисты отбирают растения, которые соответствую тому, что мы задали.

В процессе селекции бывает, что выявляются какие-то новые качества. Такие семена мы отбираем и отдельно высаживаем, и опять проводим эксперименты. Это очень кропотливая работа, на нее уходят годы.

СОХРАНИТЬ УРОЖАЙ

Для того, чтобы сократить этот срок, у нас была лаборатория – она разбита в результате боевых действий, – где мы могли проводить селекцию круглый год. Были созданы температурные условия и влажность, близкие к летнему периоду, такие условия, при которых можно было выращивать подсолнечник.

Восстановить это здание у нас просто не хватит средств. Легче, наверное, построить новое. Возможно, мы выделим здесь какую-то комнату, попытаемся восстановить эту лабораторию. Но у нас 80% техники остались на территории, подконтрольной ВСУ, у нас была земля за Счастьем, и техника осталась там. Сейчас нам надо восстановить тракторный и автомобильный парк, все это мы понемногу закупаем.

В 2014 году украинские военные вывезли с территории института оргтехнику и даже мебель. Поскольку у нас много знакомых в Счастье, то мы знаем, что все награбленное здесь отправлялось через почту к ним домой. 

Помню, в сентябре я и наш семеновод – мы живем в селе Белое – впервые после боев ехали сюда на велосипедах, потому что не было бензина, чтобы заправить автомобиль. Пока доехали, все шины были порезаны осколками.

В тот год мы убирали урожай, который остался, уже в ноябре. В основном все осыпалось, но мы старались сохранить то, что было, чтобы размножить наши семена. В 2015-2016 году мы этим и занимались. Например, есть такой вид подсолнечника как Степок, мы его не сохранили и теперь нужно заново восстанавливать, искать родительские формы.

ЭКСПОРТ

Экспортируем продукцию в Донецк (ДНР), в Россию вывозим ту продукцию, которая в ЛНР излишня или не пользуется спросом. Это черная горчица, подсолнечник, кориандр, лен. За вырученные деньги мы покупаем технику, удобрения и так далее.

ЛЮБИМОЕ ДЕЛО

После событий 2014 года сохранился костяк специалистов, с которыми мы восстанавливали работу института. Мы сотрудничаем с аграрным университетом и просим присылать к нам на практику студентов, потому что селекционеров не хватает. Мы бы обучили молодого агронома всей этой работе, подсказывали. По каждой культуре нужен селекционер, не может один специалист заниматься всем. Это разные направления, и человек должен жить этим, тогда что-то получится.

Если вывел сорт и он покупается, автору платят роялти, это большие деньги. 

У нас есть молодой семеновод Женя, он пришел к нам из института перед войной. Мы его сразу нагрузили работой по полной. По нему было видно, что он любит свое дело. Сейчас его знает любое сельхозпредприятие. К нему обращаются, консультируются.

ВНУТРЕННЯЯ КООПЕРАЦИЯ

Очень хорошая инициатива с проведением ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства). Люди подходят, смотрят, их радует, что у нас есть такие предприятия. Мы представляли наши гибриды подсолнечника, и люди удивлялись им. Это необходимо, чтобы люди видели, что у нас есть такая деятельность и она никуда не пропала. Районные руководители заметят то или иное предприятие и расскажут о нем специалистам на своей территории. Это, безусловно, способствует продвижению, потому что звонки потом поступают и их достаточно много. Нам были звонки, в том числе, из Крыма.

Наши представители тоже собрали информацию о многих предприятиях, взяли прайс-листы. Потому что мы тоже нуждаемся в ремонте сельхозтехники, других услугах. Мы сразу смотрим, с кем можно этот вопрос проработать. Поэтому это хорошая площадка для того, чтобы установить внутреннюю кооперацию в Республике.

Бывает такое множество проблем, что не понимаешь, как с этим разобраться. А потом пообщаешься с другими руководителями, появляются идеи, а вместе с тем вдохновение и силы работать дальше.

Выбор редакции