Освобождение Дебальцево. Разведчик: "Они сдавались, бросая технику и отдавая оружие"

Воочию 

В четвертую годовщину завершения Дебальцевско-Чернухинской операции воспоминаниями о тех событиях c ЛИЦ поделился командир отделения разведывательного взвода мотострелкового батальона Народной милиции ЛНР Алексей Соляков.

ДРАПАЛИ, БРОСАЯ ТЕХНИКУ

В ходе Дебальцевской операции случаев много было интересных, но в основном запомнилось то, как много техники бросалось украинской армией. ВСУ, когда драпали, то свою технику и боеприпасы бросали без попыток вывезти. Даже загруженные машины стояли - можно заводить и ехать. С помощью Дебальцево мы полностью сформировали всю технику в батальоне: то, чего не хватало, что сгорело, до этого было повреждено – все сделали. Все наши потери по (материально-техническому) обеспечению, которые были, – все вернули за счет ВСУ.

Сегодня (президент Украины Петр) Порошенко преподносит Дебальцево как победу. Но победой это назвать никак нельзя, просто их люди были полностью деморализованы. ВСУ выходили, показывали нам оружие, что они не стреляли, мол, смотрите: все в масле, все чистое. Мол, "мы никуда не стреляли, нам сказали вот здесь стоять, вот тут быть, вот мы и находимся тут. Третьи сутки нет связи с командованием, продукты закончились, все закончилось". Хотя буквально в двухстах метрах были полностью забитые продуктами и сухпаями машины, а они даже не знали, что там что-то есть. Командование их бросило. Они сдавались, отдавали оружие.

У них были все условия, чтобы удержать Дебальцево. Всего хватало, а вот духа у них не было. И командования самого не было, прямых команд никто не отдавал, просто полная потеря управления. Дебальцево можно сравнить с Брестской крепостью, только в другую сторону, - они просто сдались и всё. Никакого особого сопротивления. Сопротивление оказывали только те, которых учили, которые умели это делать. Те, кого призвали, практически не воевали.

НЕ ЗНАЛИ, ЧТО ОКРУЖЕНЫ

Самая большая сложность была в укрепленных районах, потому что один вылез, пострелял с позиций и ушел, потом другой. Ни пробить его, ни взять – ничего. В некоторых местах брали меньшими силами, чем было обороняющихся - в некоторых местах просто обходили и всё, с другой стороны, откуда они нас не ждали. Некоторые вообще нас не ждали и не знали, что они в окружении. Просто не знали, потому что не было связи. Они приходили в свои укрепрайоны, а их давно уже нет.

Дебальцево серьезно помогло росту нашей Народной милиции. Главное здесь - опыт участия в реальных боевых действиях. Участвовали ведь все. Было много разных подразделений - и полиция, и саперы - и все работали вместе. Да, полностью все силы были задействованы, которые были, я такого скопления людей еще никогда не видел. И чем меньше было кольцо, тем плотность была выше, и ВСУ уже просто некуда было деваться.

ПОБЕДИЛА СЛАЖЕННОСТЬ

В первую очередь нам помогла победить слаженность. Мы были вместе, друг друга понимали, и не надо было никому ничего объяснять – куда идти и что делать. Слаженно выполняли все задачи. Хотя и было страшно, но если не страшно, то долго на войне не живут. Всем страшно. Если знаешь, что делать – делаешь. Выживаемость была в нормальных пределах. В нашем подразделении один "трехсотый" (раненый), да и тот ногу подвернул.

***

Подразделения Народной милиции ЛНР и Минобороны ДНР 23 января 2015 года начали активные действия по ликвидации Дебальцевского плацдарма, занятого киевскими силовиками на стыке территорий двух Народных Республик. 18 февраля власти ДНР объявили об освобождении Дебальцево от украинских карателей.  

Выбор редакции