Освобождение Дебальцево. Пулеметчик: "Вопреки всему мы выбили их со своей земли"

Воочию 

В четвертую годовщину завершения Дебальцевско-Чернухинской операции воспоминаниями о тех событиях c ЛИЦ поделился бывший командир отделения в пулеметном взводе батальона "Дон" Народной милиции ЛНР, а ныне – сотрудник Луганского национального университета (ЛНУ) имени Даля Владимир Заславский.

НИКТО НЕ ХОТЕЛ ВОЕВАТЬ

До войны занимался строительно-ремонтными работами. Когда на Украине начался майдан и всё вот это вот завертелось, мы работали спокойно, и никто не хотел воевать. Никогда даже не думал, что на пятом десятке решусь пойти на войну. А оно вот как вышло, что с самого лета 2014 по 28 марта 2017 года, когда в запас уволился, три года воевал.

В ополчении с 2014 года, с самого начала – вообще рядовым бойцом пришел, у нас и званий-то тогда никаких не было. В основном был наблюдателем на блокпосту.

Не сказать, что прям тяжело, но много моментов было. Когда уже начал выезжать на боевые позиции, мы на Красном Яру стояли на (берегу реки Северский Донец в районе базы отдыха) "Десюлия", и вот там в первый же день завязался бой с той, с украинской стороной. Страшно было, конечно, но мы держали оборону. Они с лодочной станции стали по нам минами класть с минометов, а мы в ответ начали отстреливаться из стрелкового оружия, пулеметов и АГС (автоматический гранатомет станковый) у нас был. Вообще мы достаточно успешно оборонялись, и на нашем блокпосту погибли три человека за всю кампанию. Помимо "Десюлии", довелось принять участие в боях в Красном Яру, около Счастья и за дорогу на Луганск.

БАТАЛЬОН "ДОН"

На момент начала Чернухино-Дебальцевской операции я стоял на седьмом блокпосту на заводе (продовольственных товаров) "Каре" (в Луганске). Я на нем служил с самого начала. Сначала был просто в ополчении, потом мы вошли в батальон "Дон". Это уже потом нас организовали во вторую бригаду.

Когда все началось под Дебальцево, мы прибыли туда, приблизительно, 29 января. Сначала нас привезли в Калиново Попаснянского района, и мы там дня четыре побыли под обстрелами. Запомнилось, когда они начали минами по нам класть, я вдруг увидел осколки, как в замедленных кадрах - они прямо в меня полетели, и я вовремя в окоп "нырнул". Слава Богу, не зацепило.

ШТУРМОВАЯ ГРУППА

Потом нас перебросили уже на Дебальцево со стороны Вергулевки.

Перед тем человек по пятнадцать набирали добровольцев в штурмовые группы. И я тоже вызвался, но поначалу меня не хотели брать из-за возраста – 45 лет мне на тот момент было. Но наш командир блокпоста сказал, что я, мол, хороший боец, и они не пожалеют, если возьмут меня. Тогда я уже был сержантом, командиром отделения в пулеметном взводе. Вот так и вошел в эту штурмовую группу с нашим "Утёсом" (12,7-мм крупнокалиберный пулемёт).

СНОП ОГНЯ

Мы заняли позиции, с которых видели Дебальцево в километрах четырех от себя. Поначалу держали оборону, потом начали атаковать.

Запомнилось, как ВСУшники подбили наш танк. Его другим танком притянули к нашим позициям и с той стороны поставили, как бы нам под охрану, а "танкачи" (танкисты) попытались его отремонтировать. Но потом нам поставили задачу выдвигаться дальше, все залезли на танк и выдвинулись к новой задаче, а тот танк там и остался. И вот, мы как раз уже отъезжать начали, последние ехали на броне танка, и в это самое время "укропы" дотянулись к оставленному танку – ударили по нему ПТУРом (противотанковая управляемая ракета). И вот когда подбили, то в небо ударил просто сноп огня, такого я еще никогда не видел. Да и вообще под Дебальцево жарковато было, конечно.

СИЛЬНЫЕ ДУХОМ

Помимо самих боевых (действий), из сложностей я бы отметил холод и грязь. Самое обидное, что нельзя было костры разжигать. Там чистое поле, а у украинцев – тепловизоры. Были старые окопы внизу, вот мы там костры жгли и грелись.

Ещё запомнилось из дебальцевских событий, как шутили много и как друг с другом делились. Отношения были хорошие, все мы друг к другу хорошо относились.

Потому, видимо, и победили, хотя численность противника была больше, чем у нас, и мы наступали, а они на оборудованных позициях в ДОТах (долговременная огневая точка) да в укрепрайонах сидели. Но вопреки всему мы выбили их со своей земли, потому что наш дух был и остается сильным. Сильнее, чем у них. На той стороне как были трусливые бойцы, так и остались. Мы победили, потому что у них дух слабый, а ещё больше половины тамошних вояк – наркоманы и алкоголики.

ВТОРОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Помню, как мы 12 февраля вернулись после Дебальцевской операции и меня встретил мой товарищ Андрюха. Увидел, ошалел просто и говорит: "Слушай, так ты живой?! Тебя же вроде убили. Мы тут тебя уже и похоронили, и помянули". А я отвечаю: "Да нет, как видишь, живой". Теперь для меня 12 февраля – второй день рождения, каждый год семьей отмечаем.

После Дебальцево я продолжил служить в пулеметном взводе, потом в пятую роту перешел второй бригады. Стояли на позициях у Т-образного перекрестка на Счастье, в Красном Яру, держали оборону на линии разграничения.

В 2017-м уволился в запас. За войну получил несколько наград: "За оборону Луганска", "Участник боевых действий" и казачьи медали.

Сейчас работаю в отделе ремонта Далевского университета.

***

Подразделения Народной милиции ЛНР и Минобороны ДНР 23 января 2015 года начали активные действия по ликвидации Дебальцевского плацдарма, занятого киевскими силовиками на стыке территорий двух Народных Республик. 18 февраля власти ДНР объявили об освобождении Дебальцево от украинских карателей. 

Выбор редакции