День шахтера. Горняк, ополченец, участковый Виктор Крючков: "Здесь наша Родина, и этим все сказано"

Воочию 

О том, что заставило горняков Донбасса в 2014 году взять в руки оружие и подняться на защиту своих семей и родного края, в канун Дня шахтера ЛИЦ рассказывает бывший бригадир проходчиков, впоследствии ополченец, а ныне участковый инспектор Первомайского райотдела МВД ЛНР лейтенант полиции Виктор Крючков.

ШАХТА "РОДИНА"

Я родился в 1971 году, а в следующем была принята в эксплуатацию шахта "Родина". На ней начинал работать проходчиком, стал бригадиром. Суточное задание у нас было полтора метра в сутки. План выполняли всегда – и там, и на "Первомайской", куда перешел после закрытия "Родины".

В поселке Золотое-5, который развивался вокруг шахт, вся моя жизнь. Никуда не отлучался отсюда, кроме учебы и службы в армии. Здесь меня каждый знает, и я знаю всех. Поселок делится надвое железной дорогой. Верхняя часть - "Зона" - строилась после войны пленными немцами, там был барак, где они жили, отсюда и название. Донбасс освободили 11 сентября 1943 года, а уже 20 сентября в нашем поселке заложили фундаменты двухэтажных домов по улице Интернациональной. И до нового года три дома построили. А в 1944 году начали квартал Лизы Чайкиной. До конца войны возвели 20 домов – представьте масштаб!

Здесь все для меня родное. Поэтому в 2014 году, когда предложили стать участковым инспектором народной полиции, ни секунды не раздумывал. Но, конечно, и в мыслях не было, что наш мирный городок, в июле 1942 года оккупированный германскими войсками, вновь переживет нашествие.

ПЕРВЫЙ БОЙ

Батальон "Айдар" зашел в пригород Золотого 14 февраля 2015 года. Тогда это была так называемая "серая зона", нейтральная полоса. Поэтому "доблестные бойцы" безбоязненно, разделившись на три группы, прочесали поселок. Хватали всё, что попадется под руку: срывали у женщин обручальные кольца, серёжки, цепочки, отобрали у людей почти 50 тыс. гривен, ограбили два магазина, отобрали три машины.

После этого мне выдали под расписку автомат, четыре магазина и патроны. Очень вовремя, потому что 1 марта украинские захватчики к нам заявились снова. Они дошли почти до школы, чтобы оттуда корректировать огонь своей артиллерии по шахте. В ответ к поселку выдвинулись наши подразделения, я был с ними на телефонной связи и корректировал движение. А участок открытый, у ребят могут быть потери. Вот я и предложил отвлечь внимание ВСУшников на себя.

Так и получилось. Я открыл огонь, ребята воспользовались этим, пересекли открытое пространство и вступили в бой. Огонь я вел из окна своей квартиры, выходящего на балкон. Мою позицию закрывало дерево, мне было удобно высматривать их в бинокль. Отстрелял один магазин и кинул его за себя. Оборачиваюсь, а сын Володя заряжает…

Так и отбились мы тогда общими усилиями.

Теперь он заканчивает Луганский казачий кадетский корпус имени маршала авиации Александра Ефимова. Прошёл тестирование для приёма в систему МВД и будет поступать на факультет "Внутренние войска" Донецкой академии внутренних дел МВД ДНР. Парень крепкий, занимается рукопашным боем. Брал его на стрельбище – попадает из автомата в бутылку со 125 метров.

УЧАСТКОВЫЙ ИНСПЕКТОР

Чем занимается участковый инспектор в поселке, который стоит на линии огня? Так сложилось, что всем – от формирования ЖЭКа до открытия аптеки. Потому что кроме меня никакой системы самоуправления в Золотом нет. Пока наши военнослужащие не заняли позиции вокруг поселка, для ВСУ ничего не стоило, как они говорили, "проехать до сепаров, скупиться". Могли в любой момент заехать и ограбить магазин. Сейчас наведен порядок.

За все время боевых действий ни на один день не прекращались занятия в школе, хотя в нее попадали и "Грады", и пули. Работают узел связи, дом культуры, магазины. Есть свой рынок и подстанция. Детским садиком занимаюсь. В 2016 году, накануне Первомая, Украина нам газ отключила. Но тогда за месяц схема была перепроектирована, и газ пошел со стороны города Стаханова. В общем, жизнь не затухает. Одна лишь неразрешимая проблема – нет воды, водоснабжение, как и газ, было отключено без предупреждения. Воду завозят в бочках, и пять тонн жители разбирают за полтора часа. Чего вы хотите – 2500 человек населения.

Ну, и, конечно, никто не отменял прямые обязанности старшего участкового инспектора – профилактику правонарушений.

От моего опорного пункта до ближайшего блиндажа ВСУ один километр 200 метров. Мы как на ладошке. Без обстрелов сейчас и дня не бывает, а в последнее время они участились. Но золотовцы и праздники проводят как положено, и концерты организуют, и гуляния, и даже дискотеки в ДК. Согласитесь, это о чём-то говорит, когда в полутора километрах от вас расхаживают вооружённые бойцы ВСУ. Здесь наша Родина, и этим все сказано. 

Выбор редакции