День Победы: Террикон памяти (ФОТО)

Воочию 

Центральная улица шахтерского Красного Луча выходит к одному из тысяч в Донбассе терриконов. Только огромный террикон шахты "Богдан" необычен. Он непривычно зелен. А у подножия гигантского отвала - памятник. Мемориал "Жертвам фашизма", воздвигнутый на месте массового захоронения погибших в годы Великой Отечественной.

 

ДНИ ПАМЯТИ

В Красном Луче всегда чтили и будут чтить память о Великой войне. Миус-фронт, Партизанская стоянка, подвиг Спартака Железного, Нины Гнилицкой, Лилии Литвяк…

"На нашей земле Донбасса, где каждая пядь обагрена кровью старших поколений, мы живем в городе-солдате, с честью выстоявшем в страшные годы войны. 25 краснолучан были удостоены звания Героя Советского Союза, среди них и выпускник нашей школы Алексей Васильченко", - напоминает краснолучанка, депутат городского совета шести созывов, директор гимназии № 1 имени Лилии Литвяк, отличник просвещения Валентина Рак.

"В нашей гимназии уже почти полвека работает отряд РВС – разведчиков военной славы, созданный учителем истории Валентиной Ващенко, которой, к великому сожалению, уже нет с нами. Поисковая работа РВС позволила накопить громадный материал, послуживший базой создания школьного музея боевой и трудовой славы. В этом году члены "РВС" приняли участие в марше "Бессмертного полка краснолучан". Надо было видеть лица и глаза ребят, которые с гордостью маршировали по площади в форме "РВС", держа в руках портреты своих дедов и прадедов, погибших за Великую Победу", - рассказала учитель.

 

ДНИ СКОРБИ

После начала оккупации Ворошиловградской области летом 1942 года в нескольких районах города фашистами было организовано четыре концентрационных лагеря, самым страшным из которых считался лагерь, созданный на шахте 17/17-бис. Оттуда нацисты отправляли живых и мёртвых советских граждан к взорванной при отступлении Красной Армии шахте №151 "Богдан". В её ствол гитлеровцы сбросили за годы войны тела свыше двух тысяч человек – военнопленных, членов семей военнослужащих, партийного и советского актива, евреев и цыган, партизан и подпольщиков – мужчин, женщин и  детей. И не только тела – многих сталкивали в 120-метровую бездну живьём.

После освобождения города были предприняты попытки поднять тела, но они не увенчались успехом. Глубина, разложение спрессованных в огромном столбе тел и шахтные воды сделали эту задачу невыполнимой. Шурфы забетонировали, у подножья террикона установили монумент – так шахта "Богдан" стала братской могилой и охраняемым памятником.

Сложно встретить семью краснолучанина, которого бы так или иначе не коснулась эта трагедия.

Рассказывает глава Союза писателей ЛНР Глеб Бобров:

"Когда началась эвакуация, мой дед Павел Семёнович Бобров замешкался и слишком поздно выехал с семьёй на подводе из Красного Луча. Его жена – этническая немка, учительница немецкого Ольга Леопольдовна вообще не хотела уезжать и бросать хозяйство – она не слишком верила в "пропаганду" о зверствах тогдашних "евроинтеграторов". Уехали они совсем недалеко, и попали не к тем людям. Когда заночевали в селе под Ровеньками, немцы уже перерезали все транспортные артерии. Хозяин хаты, где они встали на постой, видимо, прельстился подводой, вещами и сдал всю семью фашистам. Те долго не разговаривали – концлагерь под Ровеньками и расстрельный ров. Её, как этническую немку хотели отпустить. Она на прекрасном немецком попросила офицера отпустить вместе с её семьёй. Он отказался. Она терпеливо объяснила ему, что её муж – не чистокровный еврей и даже не иудей. Он вновь отказал. Не менее методично она объяснила ему, что их сын, уже вообще не еврей, а наполовину немец. Отказ. В конце она предложила обмен – свою жизнь, на жизнь сына. Терпеливый немец и в этот раз сказал "Nein". Ольга Леопольдовна встала рядом с мужем Павлом и сыном Лёвочкой. Их расстреляли. Тела сбросили в шурф шахты №151 "Богдан". Конец истории".

 

ДНИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

На архивных фотографиях 1970-80-х годов "Богдан" все ещё возвышается над городом мрачной, чёрной горой. Однако нашелся человек, решивший это изменить - простой школьный учитель Сергей Иванович Лихотворик.

Когда началась война, ему было 15. Но уже через два года 17-летним юношей он в составе истребительного отряда участвует в боях против бандеровского отродья под Житомиром. В конце 1944-го, уже в составе частей III Белорусского фронта в ходе десантной операции получает тяжелое ранение – ему отрывает часть стопы. Медаль "За боевые заслуги", демобилизация, инвалидность. Но парень не сдается – оканчивает Кишиневский институт виноградарства, работает, продолжает учиться. Потом сам учительствует преподавателем биологии Краснолучской школы №2 имени Надежды Константиновны Крупской. Школа эта расположена как раз с противоположной стороны от террикона шахты "Богдан".

И простой учитель не самой большой школы вступает в борьбу с природой. Каждый год вместе с десятками детей он озеленяет мертвую породу – копают ямы, носят грунт, экспериментирует с посадочным материалом. Белая акация приживается, а вот шиповник, на который возлагалось столько надежд – нет. Год за годом, десятилетие за десятилетием. В 1978 году на всесоюзной выставке на ВДНХ (Всесоюзная Выставка достижений народного хозяйства СССР в Москве– примечание ЛИЦ) отряд "юннатов" (Движение юных натуралистов – примечание ЛИЦ) под руководством Лихотворика был награжден медалью выставки. К этому времени им удалось высадить и сохранить рост нескольких сотен саженцев кустарников деревьев.

Вспоминает сын учителя – Сергей Сергеевич:

"В 1980 году, когда я пришел учиться во вторую школу, где учителем биологии работал мой отец, террикон уже представлял собой высоченный холм, обрамленный листвой. И казалось вполне обычным делом, что каждую весну и лето он купается в зелени. Каждую год ученики с шумом и гамом собирались во дворе школы и через какое-то время отряд, вооруженный лопатами и ведрами, двигался к террикону. Дружно копали ямки в твердой породе под посадку деревьев, передавали по цепочке ведра с землей и водой. Радовались солнцу, свежему воздуху, молодости и такой счастливой и беззаботной жизни. Помню, как на высоте ледяной ветер обжигал руки, и какой прекрасный вид открывался на раскинувшийся внизу город. Я уверен, что этот небольшой школьный праздник навсегда остался в памяти всех ребят, участников этих незабываемых школьных дней".

Вот – листик за листиком, веточка за веточкой – на терриконе прижилось свыше пяти тысяч деревьев и разросшихся кустарников.

Ныне "Богдан" – один огромный зеленый холм в центре Красного Луча. Нерукотворный памятник всем павшим, а также упорству энтузиастов, который оставил после себя простой краснолучский учитель.

Выбор редакции