Срочно

Авиаудар по ОГА: свидетельства очевидцев. Первый зампред Народного Совета Светлана Гизай

Воочию 
"Своего мужа я нашла последним – знала, что он где-то здесь, но не могла бросить раненых. Никакой помощи оказать ему я уже не могла…"

В годовщину авиационного удара ВСУ по зданию Луганской областной администрации ЛуганскИнформЦентр публикует воспоминания очевидцев того трагического события, унесшего жизни восьми человек.

Рассказывает первый заместитель Председателя Народного совета ЛНР Светлана Гизай:

- Будучи заместителем командира отряда первой доврачебной помощи "Красного креста" участвовала в съемках передачи на телевидении, и мы немного задержались в студии. Мы в парке делали демонстрационные занятия по оказанию первой помощи раненым и работали с манекенами. А они очень тяжелые, и мой Саша (муж Светланы, историк Александр Гизай – примечание ЛуганскИнформЦентра) должен был заехать за ними и помочь их забрать.

Когда мы вышли из студии и оказались за зданиями областной администрации, пролетел самолет и со страшным грохотом от него отделились черные полосы пуска ракет. Это черные полосы до сих пор стоят у меня перед глазами. Вот сегодня мы опять записывали на ТВ прямой эфир и, выходя оттуда, я, посмотрев на небо, вновь воочию увидела то, что навсегда, наверное, запечатлено в моей памяти. И это не только у меня, но и у ребят, которые были со мной.

Мы поняли, что это авианалет, и сразу побежали туда. Еще я знала, что Саша там. Мы добежали до угла, за рестораном "Сушибар" у бывшей "Союзпечати" лежал мужчина с практически полностью оторванной рукой. Люди вокруг него, увидев нас, поняли, что мы медработники – мы были в форме "Красного креста" – и начали кричать: "Помогите!" Мы первые, кто начали вызывать "скорые". Подбежал человек и закричал: "Врачи! Идите скорее туда! Вы не представляете, что там творится!".

Кинулись к администрации. Это очень тяжело сейчас вспоминать. Прибыли первые "скорые", а мы тем временем пошли в парк, где тоже было очень много пострадавших. Причем, помимо тяжелых, многие получили легкие ранения. Горожане пытались помочь, но многие ранения были такие, что они не знали, как к ним подступиться. Просто отдавали нам бинты, перекись и просили: "Помоги, мы не можем". Это понятно, там было страшное – отрывы конечностей, рваные раны.

Своего мужа я нашла последним – знала, что он где-то здесь, но не могла бросить раненых. Он лежал лицом вниз, как его настигла смерть. На голове лежала плита, выбитая из здания. Он был в белой рубашке, черных брюках. Никакой помощи оказать ему я уже не могла….

***

2 июня 2014 года около 15.00 по Луганской областной государственной администрации штурмовик Су-25 украинских ВВС нанес удар, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В самом центре города под обстрел попали само здание Луганской ОГА, автостоянка перед ним и сквер им. Героев Великой Отечественной войны. Погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии.

Среди погибших – занимавшая тогда пост министра здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и Александр Гизай, являвшийся руководителем военно-патриотического объединения "Каскад", ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель.

В сквере перед ОГА позже были найдены две неразорвавшиеся неуправляемые авиационные ракеты.

В отчете ОБСЕ за 2 июня о трагических событиях говорилось довольно сдержано: "Вскоре после 15.00 ракеты поразили захваченное здание региональной администрации. На основании наблюдений представителей СММ, которые располагали неполными данными, удар был нанесен с использованием неуправляемых ракет, выпущенных с самолета. Количество жертв не установлено".

В официальном сообщении минобороны Украины, опубликованном вечером того же дня, говорится, что 2 июня по окраинам Луганска "работала армейская авиация и авиация Воздушных Сил ВС Украины". По данным министерства, около полудня удары по позициям луганского ополчения наносили штурмовики Су-25. Киевские силовики утверждали, что самолеты уничтожили два блокпоста "и удачно выполнили боевую задачу".

После 15 часов, сообщало Минобороны, "работали вертолеты под прикрытием истребителей МиГ-29". "В результате профессиональных действий авиаторов ВС Украины три объекта боевиков уничтожены", - заявили тогда в ведомстве.

Позднее спикер "АТО" Владислав Селезнев утверждал, что ВС Украины не наносили удара по зданию Луганской ОГА. При этом этом подконтрольные Киеву СМИ стали распространять не выдерживающую никакой критики версию о том, что ополченцы ЛНР стреляли по самолету ВСУ из переносного зенитно-ракетного комплекса, однако ракета навелась на тепло кондиционера, находившегося на стене здания ОГА.

ЛуганскИнформЦентр публикует видеозаписи, которые доказывают, что пуск ракет по зданию ОГА был произведен с летательного аппарата.

Выбор редакции