Авиаудар по ОГА: свидетельства очевидцев.

Воочию 

Во вторую годовщину авиационного удара ВСУ по зданию Луганской областной государственной администрации ЛИЦ публикует воспоминания очевидцев того трагического события, унесшего жизни восьми человек.

"В тот день у нас должно было быть плановое заседание, но его перенесли на другой день. Депутаты вышли на улицу и, поскольку многие были из других городов, еще не уехали и стояли, разговаривали с людьми. В момент удара, так случилось, много людей было и на крыльце администрации, и мимо проходивших", - рассказал депутат Народного Совета ЛНР первого созыва Юрий Хохлов.

Пенсионерка Валентина Степанова, активистка событий "русской весны", пришла сегодня на митинг-реквием с портретом погибшего при авианалете Владимира Косюка.

"К сожалению, родные Владимира не смогли сегодня присутствовать на траурном митинге по причине плохого здоровья. Не каждый может такую атмосферу выдержать - если мы не сдерживаем слез, то родственники тем более, к тому же его мама и папа уже очень старенькие. Мы к ним сегодня зайдем, выразим соболезнование, расскажем, как прошло мероприятие, помянем Володю", - рассказала она.

"Мы познакомились на митингах, общались. Вместе участвовали и в штурме здания СБУ и Луганской областной администрации. Он был очень хорошим, спокойным человеком. Жалко очень, что он погиб", - сказала Валентина.

"Когда произошел авиаудар, я находилась на краю парка - возле детской площадки, а он - возле администрации с нашими активистами. После этого я два раза еще попадала под обстрелы украинских войск, но жива осталась, а он погиб при первом", - добавила активистка.

По ее словам, именно после этого события луганчане поняли, что началась война.

"Это был первый обстрел, когда была поставлена точка над вопросом, что война началась, и поняли, что возврата уже нет - теперь нам надо только идти вперед и побеждать", - с твердостью в голосе произнесла Степанова.

Многие в тот день, по словам очевидцев события, не могли поверить, что армия, призванная защищать народ, смогла решиться на его уничтожение.

"Мы принесли ополченцам бутерброды в здание СБУ, а они нас отправили по домам, мол, "нам дали два часа на раздумье, для того, чтобы сдаться и будут брать нас штурмом", - вспомнила события этого дня 2014 года пенсионерка Людмила.

"Помните, тогда были листовки "21 век"? Думаем – пойдем, почитаем, пока ситуация не прояснилась. Пришли, стали возле стелы, через дорогу от администрации, и читаем на стендах листовки. Ни с того ни с сего - самолет пролетел, а за ним второй  - и выпустил парашюты. А мы, дуры, смотрим, как красиво летит… а оно как бабахнет!  Никто не мог подумать, что армия будет бомбить безоружных, мирных людей, которые кормили эту армию налогами", - рассказала она.

"Как раз без пяти три я проходил мимо здания администрации. Над головой пролетел самолет, но даже мысли не мелькнуло, что он может начать бомбить - чего его бояться? После я еще сделал несколько шагов  - и за спиной последовал взрыв", - продолжил рассказ луганчанин Владимир.

"Осколками мне перебило руку. Я очнулся лишь через несколько минут: дым кругом, люди кричат. Единственное, что я успел - схватить свою руку и начал уходить в сторону стоянки, там машина у меня стояла, хотел ехать на машине. Благо, меня остановил какой-то парень, усадил меня под дом, остановил кровотечение, перевязал, потом подошли волонтеры", - вспоминает он.

"Еще один парень был - ему спину  очень сильно побило осколками. По спине текла кровь, а он бегал, помогал пострадавшим людям", - отметил Владимир.

"Это у нас в крови, это наш менталитет, мы по-другому, наверное, уже не можем. Так может сделать только наш русский человек:  не уйти, не спрятаться, а если есть такая возможность - помочь своему ближнему", - пояснил он.

Многие пришедшие на митинг памяти отмечали, что разминулись со смертью "в двух шагах", "в паре минутах", в "одной остановке". Так случилось и с группой пенсионеров, которые в тот день успели отойти от места авиаудара из-за начавшего накрапывать дождика.

"Я тот день очень хорошо помню. Мы в это время стояли возле администрации с пенсионерами, нас человек двенадцать было. Пошел мелкий  дождик, и мы начали расходиться. Начала гудеть сирена.  Когда уже были на краю парка, возле детской площадки, прозвучал взрыв. Если б дождик не пошел…  нас бы всех накрыло", - рассказал Александр Петрович.

Напомним, в тот день погибли мирные граждане молодой Республики: Гизай Александр Александрович, Костюков  Владимир Андреевич, Кукурудза Инна Александровна, Тищенко Анна Борисовна, Долженко Нина Александровна, Полежаев Сергей Николаевич, Архипова Наталья Викторовна, Черкез Галина Анатольевна.

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери "Умиление" протоиерей Александр Пономарев отслужил сегодня панихиду по невинно убиенным возле Колокола Победы.

"Пусть мученическая их кровь, окропившая нашу землю, даст стократ, потому что они мученики, невинно убиенные на этой благословенной земле. На святой Руси мученичество стало основой всего великого делания. Они не зря отдали свою жизнь, они ее дали за нашу землю. Упокой их, Господи, и дай нам силы любить, созидать и преображать нашу благословенную Луганщину", - сказал священник.

***

Штурмовик Су-25 украинских ВВС 2 июня 2014 года около 15.00 нанес удар по Луганской областной государственной администрации, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В самом центре города под обстрел попали здание Луганской ОГА, автостоянка перед ним и сквер имени Героев Великой Отечественной войны. Погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии.

Среди погибших – занимавшая тогда пост министра здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и Александр Гизай, являвшийся руководителем военно-патриотического объединения "Каскад", ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель.

В сквере перед ОГА позже были найдены две неразорвавшиеся неуправляемые авиационные ракеты.

В отчете ОБСЕ за 2 июня 2014 года о трагических событиях говорилось довольно сдержано: "Вскоре после 15.00 ракеты поразили захваченное здание региональной администрации. На основании наблюдений представителей СММ, которые располагали неполными данными, удар был нанесен с использованием неуправляемых ракет, выпущенных с самолета. Количество жертв не установлено".

В официальном сообщении минобороны Украины, опубликованном вечером того же дня, говорится, что 2 июня по окраинам Луганска "работала армейская авиация и авиация Воздушных Сил ВС Украины". По данным министерства, около полудня удары по позициям луганского ополчения наносили штурмовики Су-25. Киевские силовики утверждали, что самолеты уничтожили два блокпоста "и удачно выполнили боевую задачу". После 15 часов, сообщало Минобороны, "работали вертолеты под прикрытием истребителей МиГ-29". "В результате профессиональных действий авиаторов ВС Украины три объекта боевиков уничтожены", - заявили тогда в ведомстве.

Позднее спикер "АТО" Владислав Селезнев утверждал, что ВС Украины не наносили удара по зданию Луганской ОГА. При этом подконтрольные Киеву СМИ стали распространять не выдерживающую никакой критики версию о том, что ополченцы ЛНР стреляли по самолету ВСУ из переносного зенитно-ракетного комплекса, однако ракета навелась на тепло кондиционера, находившегося на стене здания ОГА.

ЛуганскИнформЦентр публикует видеозаписи, которые доказывают, что пуск ракет по зданию ОГА был произведен с летательного аппарата.

Выбор редакции