Авиаудар по ЛОГА. Журналист Артём Порвин: "Моя точка невозврата – 2 июня"

Воочию 

В пятую годовщину авиационного удара ВСУ по зданию Луганской областной государственной администрации (ЛОГА) ЛИЦ публикует воспоминания очевидцев того трагического события, унесшего жизни восьми человек.

Рассказывает журналист, победитель конкурса "Достояние Республики" в номинации "Молодой журналист года" Артем Порвин.

Для меня день 2 июня начался самым обычным образом. Будучи студентом нашего местного юрфака, благополучно пришел на учебу, но большей части студентов в тот день в аудиториях не оказалось. Они жили на южных кварталах города, а жителей этого района в четыре утра разбудили выстрелы. До учебы мои однокашники просто не добрались: боялись попасть под перекрестный огонь, да и боевые самолеты ВСУ начали кружить над Луганском с самого рассвета. Впоследствии это событие получит название штурма погранотряда.

В итоге занятия отменили. Мы с товарищами поехали посидеть в кафе в центре города у сквера имени Героев Великой Отечественной. Настроение вроде бы неплохое, но как-то все темы всё равно сами собой сводились к сложившейся ситуации. Кто-то приводил в пример Одессу, кто-то Славянск. Но всё равно никто не верил, что армия начнет убивать собственных граждан. В итоге дискуссия переросла в бурный спор и поиск юридических аспектов. Где-то в 14.50 мы вышли на улицу покурить, то есть фактически стояли через дорогу от здания администрации.

Пока общались, пролетел самолет, а за ним второй – и выпустил ракеты. Страшный, оглушающий грохот взрывов… Дальше я потерялся во времени. Было ощущение, что попал в какой-то американский боевик. Вокруг крики, плач, поваленные деревья, воронки от снарядов, тела людей.

В этот день я впервые увидел трупы на улице… простые люди, наши луганчане, стали первыми жертвами украинских карателей. Я побежал туда, вдогонку мне что-то стали кричать наши пацаны, но я все равно ринулся на место трагедии. Все происходило как-то машинально.

Подбежал ближе, первое, что бросилось в глаза, – лужи крови и изувеченные тела. И этот выворачивающий наизнанку запах гари… До сих не переношу. А когда слышу, то аж мурашки по коже.

Быстро приехала скорая. На крыльце администрации стали складывать тела тех, кому уже нельзя было помочь: (руководитель военно-патриотического объединения "Каскад", ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель Александр) Гизай, (занимавшая тогда пост министра здравоохранения ЛНР Наталья) Архипова, (специалист Пенсионного фонда Инна) Кукурудза и другие.

Для кого-то точкой невозврата стала Одесса. Моя точка невозврата – 2 июня. Моя граница – та самая вереница воронок от авиаудара, ведущая к детской площадке. Мой потолок терпения – слезы родственников погибших.

Поэтому, когда говорят про кондиционер, то хочется в рожу плюнуть. Я никогда не забуду этой страшной картины и никогда не прощу этого вероломного злодеяния.

***

Штурмовик Су-25 украинских ВВС 2 июня 2014 года около 15.00 нанес удар по Луганской областной государственной администрации, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В самом центре города под обстрел попали здание Луганской ОГА, автостоянка перед ним и сквер имени Героев Великой Отечественной войны. Погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии.

Среди погибших – занимавшая тогда пост министра здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и Александр Гизай, являвшийся руководителем военно-патриотического объединения "Каскад", ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель.

В отчете ОБСЕ за 2 июня 2014 года о трагических событиях говорилось довольно сдержано: "Вскоре после 15.00 ракеты поразили захваченное здание региональной администрации. На основании наблюдений представителей СММ, которые располагали неполными данными, удар был нанесен с использованием неуправляемых ракет, выпущенных с самолета. Количество жертв не установлено".

В официальном сообщении минобороны Украины, опубликованном вечером того же дня, говорится, что 2 июня по окраинам Луганска "работала армейская авиация и авиация Воздушных Сил ВС Украины". По данным министерства, около полудня удары по позициям луганского ополчения наносили штурмовики Су-25. Киевские силовики утверждали, что самолеты уничтожили два блокпоста "и удачно выполнили боевую задачу". После 15 часов, сообщало Минобороны, "работали вертолеты под прикрытием истребителей МиГ-29". "В результате профессиональных действий авиаторов ВС Украины три объекта боевиков уничтожены", - заявили тогда в ведомстве.

Позднее спикер "АТО" Владислав Селезнев утверждал, что ВС Украины не наносили удара по зданию Луганской ОГА. При этом подконтрольные Киеву СМИ стали распространять не выдерживающую никакой критики версию о том, что ополченцы ЛНР стреляли по самолету ВСУ из переносного зенитно-ракетного комплекса, однако ракета навелась на тепло кондиционера, находившегося на стене здания ЛОГА.

ЛуганскИнформЦентр публикует видеозаписи, которые доказывают, что пуск ракет по зданию ОГА был произведен с летательного аппарата. 

Выбор редакции