Авиаудар по ЛОГА. Луганчанка Виктория Орлова: "2 июня 2014 года – самый страшный день в моей жизни"

Воочию 

В четвертую годовщину авиационного удара ВСУ по зданию Луганской областной государственной администрации ЛИЦ публикует воспоминания очевидцев того трагического события, унесшего жизни восьми человек.

Рассказывает луганчанка Виктория Орлова, оказавшаяся в тот тяжелый для Луганска день недалеко от здания облгосадминистрации.

2 июня – самый страшный день в моей жизни. Авиаудар застал меня на Театральной площади, как раз шла в направлении здания ОГА. Ужасно звучит, но к тому моменту я, как и многие другие, стала привыкать к обстрелам, а это вызвало беспечность.

В тот день сначала пролетел один самолет. От других таких полетов этот отличался тем, что самолет пролетел очень низко. Следом за ним второй, а потом – взрыв, крики, плач. Отчетливо помню толпу людей, которая бежала мне навстречу по направлению от здания ОГА к "Театралке".

В памяти отложилось все до мелочей. Я свернула, пошла мимо "Снежинки". А вокруг – поваленные деревья, воронки от снарядов, но самое страшное – тела людей. Красный Крест и "скорая" появились моментально. Помню, как мне посыпались звонки, так как близкие знали, что я в том районе.

Хотя, как потом оказалось, дозвонились не все, связь исчезла, для меня тогда это было еще в новинку. Ничего толком не понимая, руководствуясь инстинктом самосохранения, быстро шла домой по Оборонной и судорожно пыталась дозвониться родителям.

В памяти сразу всплыла Одесса. Потом появились смешные версии с кондиционером и куча всякого бреда. Услышала от мудрой коллеги когда-то фразу: "Армия стреляет в свой народ всего один раз. Во второй раз – это уже не ее народ". В тот день в Луганске для меня закончилась Украина, впрочем, как и для Украины закончился Луганск.

***

Штурмовик Су-25 украинских ВВС 2 июня 2014 года около 15.00 нанес удар по Луганской областной государственной администрации, предположительно, 80-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-8 и обстрелял здание из авиационных пушек калибра 30 мм. В самом центре города под обстрел попали здание Луганской ОГА, автостоянка перед ним и сквер имени Героев Великой Отечественной войны. Погибли восемь человек – трое мужчин и пять женщин. Осколочные ранения получили около 30 человек, некоторые из них были доставлены в больницы в тяжелом состоянии.

Среди погибших – занимавшая тогда пост министра здравоохранения ЛНР Наталья Архипова и Александр Гизай, являвшийся руководителем военно-патриотического объединения "Каскад", ветеран-афганец, один из опытнейших поисковиков Украины, историк и общественный деятель.

В отчете ОБСЕ за 2 июня 2014 года о трагических событиях говорилось довольно сдержано: "Вскоре после 15.00 ракеты поразили захваченное здание региональной администрации. На основании наблюдений представителей СММ, которые располагали неполными данными, удар был нанесен с использованием неуправляемых ракет, выпущенных с самолета. Количество жертв не установлено".

В официальном сообщении минобороны Украины, опубликованном вечером того же дня, говорится, что 2 июня по окраинам Луганска "работала армейская авиация и авиация Воздушных Сил ВС Украины". По данным министерства, около полудня удары по позициям луганского ополчения наносили штурмовики Су-25. Киевские силовики утверждали, что самолеты уничтожили два блокпоста "и удачно выполнили боевую задачу". После 15 часов, сообщало Минобороны, "работали вертолеты под прикрытием истребителей МиГ-29". "В результате профессиональных действий авиаторов ВС Украины три объекта боевиков уничтожены", - заявили тогда в ведомстве.

Позднее спикер "АТО" Владислав Селезнев утверждал, что ВС Украины не наносили удара по зданию Луганской ОГА. При этом подконтрольные Киеву СМИ стали распространять не выдерживающую никакой критики версию о том, что ополченцы ЛНР стреляли по самолету ВСУ из переносного зенитно-ракетного комплекса, однако ракета навелась на тепло кондиционера, находившегося на стене здания ЛОГА.

Выбор редакции