Руководители Луганского театра кукол: "Своей деятельностью мы даем объем культурной жизни Республики" (ФОТО)

О новом театральном сезоне, спектаклях и грядущих фестивалях, о роли и месте Луганского академического театра кукол в культурной жизни Республики в интервью ЛИЦ рассказывают директор театра Сергей Терновой и главный режиссер Валерий Середа.

- Как театр начал театральный сезон 2018 года?

Терновой: Театральный сезон в этом году мы открывали в сентябре. Планировали традиционно начать на улице, но погода нам помешала, и мы сделали открытие в холле. Детей встречали сказочные персонажи, далее отработали на сценической площадке.

- Почему на улице?

- Это традиция у нас началась с 2014 года, когда мы в том страшном сентябре – без света, без звука, без воды, без фонограмм, вообще без ничего – начали открытие сезона на площади у входа в театр. Пришли дети, мы выставили банкетки, и с того периода старались не изменять этой традиции. Однако в этом году погода все-таки подвела.

Середа: Помимо традиции еще и учитывайте, что отличительная особенность нашего театра – нестандартный подход ко всему. У нас всегда много юмора и, можно сказать, всё немного даже с придурью. Вот если бы открытие состоялось на улице, то у нас бы и Баба-Яга сидела бы на дереве. В этом году, например, у нас был непростой ансамбль: барабанщиком – Дед Мороз.

- Сколько сегодня постановок в репертуаре театра?

- Действующих спектаклей около 30. Мы ведь ещё и выезжаем в садики, школы. Там идут спектакли, не требующие сложных световых условий и особых декораций. Поэтому не все наши спектакли выездные. На стационаре мы работаем, кроме субботы и воскресенья, на каникулах каждый день, там спектакли меняются. И мы стараемся, чтобы они не повторялись, каждый день новый спектакль и так в течение месяца.

- И какое соотношение между детскими и взрослыми спектаклями?

- Я вообще полагаю, что это не вполне правильный подход – определять театр кукол как строго детский. Это особый вид искусства, ориентированный и на взрослых, и на детей самых разных возрастов. Так, в репертуаре нашего театра был и Гоголь – "Панночка", "Шинель". Сейчас идет спектакль "Станция". Есть спектакли только для взрослых, есть для семейного просмотра и для детей. Сейчас, например, идет спектакль на библейские темы. Он не для самых маленьких, требует разъяснения, ведь там затрагиваются глобальные темы. Вообще, мы на пути к взрослому зрителю, планируем новые спектакли.

- А сколько новых постановок вы вводите в репертуар на протяжении года?

Терновой: Тут всё зависит от наших финансов. Затратная часть спектакля обычно очень большая. Ежегодно мы вводим в репертуар четыре-пять новых спектаклей. Это плановый показатель, который был не один десяток лет, и мы стараемся его придерживаться. И это действительно связано с трудностями финансирования. Вместе с тем, каждый спектакль не идёт на подборе, то есть кукла с другого спектакля в новой постановке не участвует. Каждая постановка абсолютно уникальна – это эскиз художника, разработка макета, музыка, актёрская игра, костюмы. А надо ещё изготовить куклу и её механику. Большая комплексная работа. И, естественно, самое главное – настроение, душа актёра. Ну, не может она быть на подборе (смеется).

- Какова посещаемость театра, насколько вы успешны и самоокупаемы?

– На сегодня от государства театр получает дотацию только на заработную плату и на коммунальные платежи. Ценовая политика у нас социальная. У нас билет стоит 50 рублей. Если сравнивать, например, с Россией, то это ниже в разы. Ведь обеспеченность наших зрителей не такая высокая, как хотелось бы. Вот, чтобы охватить как можно больше детей, мы и держим такую планку. Да и в других театрах Луганска цена билетов на детские спектакли не выше наших, мы не можем их перепрыгнуть.

- И какова заполняемость зала?

Середа: Несмотря на всякие наши сложности, лично меня очень радуют некоторые факты. С этим театром кукол я знаком с 1986 года, у нас тогда была шутка насчёт лишнего билетика и аншлагов. Ну, в новогоднюю кампанию такое и сейчас случается, раз в году все идут. Но вот в прошлом году это все же случилось! За три дня до спектакля, на закрытие сезона, мы выложили объявление в интернет, что билетов нет! Это был конец июля, мы закрывались спектаклем "Кентервильское привидение". У нас же после активных боевых действий почти ничего не было из репертуара, всего четыре спектакля, гоняли их по кругу. Актёры разъехались, все восстанавливали из чего можно. Это была такая работа, всем бы памятник поставил, что люди выдержали это. Какие новые спектакли?! Хоть бы что-то старое восстановить. И зритель пошёл! Для меня это было удивительно, когда люди приходили, значит, наш труд оказался нужен.

- Насколько пострадал театр от боевых действий? Сколько ушло людей, кто остался?

– По актёрскому составу процентов 50, может, больше. Ушли по разным причинам: кто-то уехал, кто-то поехал в Россию лучшей жизни искать. Возвращались, смотрели, опять уезжали… Я всегда говорю: актёром можно быть хорошим, но для кукольника этого мало, надо ещё кое-что – владеть ремеслом. Ни у кого не возникает вопросов к музыкантам, они десять лет учатся ремеслу, потом из этого что-то получается, а кукольник раз и сразу готов – ничего подобного! Это тоже ремесло, это тоже годы пути к актёрскому мастерству, через несколько лет он может стать кукольником.

- Какая ситуация у вас с гастрольными выездами?

Терновой: У нас всё налажено сейчас, после 2015 года, когда мы съездили с Валерием Владимировичем (Середой) на фестиваль в российскую Рязань в качестве гостей. Когда мы посмотрели, поняли, что сможем занять достойную нишу в фестивальном движении России. И следующая поездка уже была в Белгород, затем Курск, Липецк, Брянск, Элиста, Майкоп, Астрахань. Сейчас были на самой главной сцене Российской Федерации – в театре имени Образцова, это для нас колоссальный показатель.

– Еще и приз привезли…

– Естественно, мы ведь достойно показались. Я считаю, что у нас творческая политика развития нашего театра достойна не только внимания нашего зрителя, но и зрителя России. В планах театра поездка в Санкт-Петербург в 2019 году на "Кукарт" – это большой, очень значимый фестиваль.

– Получается это не коммерческие гастроли, а фестивальные? А как вы технически осуществляете спектакли здесь и выезды?

Середа: Делаются спектакли не на одного и того же актёра, если один спектакль поехал, то театр не остановится, а сможет продолжить работу.

– "Фестивальный спектакль" и "спектакль текущего репертуара" – насколько они разные?

– Для начала скажу о преимуществе государственного театра: он работает на искусство и может позволить себе сделать полотно не коммерческое. Это такие работы, которые и на площадь не вывезешь, и на самоокупаемость они не сработают. Это фестивальные спектакли для специалистов – с мыслями, и, как правило, с финансовыми затратами, которые никогда не оправдаются. У частных театров другая задача – отбить. У нас же любой спектакль задумывается так, чтобы представить какую-то ценность с точки зрения искусства. Опять-таки, бывают ошибки, всякие просчёты, всякое случается.

– Как в целом вы оцениваете роль вашего театра в культурной и театральной жизни Республики?

Терновой: Когда происходит связь театра и зрителя, это нас радует. Когда идёт заполняемость не заделанная, то есть не организованная, а когда человек идёт осознанно в театр кукол, тогда происходит единение театра и зрителя. Тогда ты нужен, необходим, в тебе нуждаются – в твоей работе, в твоей постановке, в театре кукол. И вот к этому мы стремимся.

Середа: Надо признать, мы проморгали определённое поколение молодых людей – что из этого вышло, мы видим сегодня на примере этой войны. Выросли люди без человеческих ценностей. Вот где наше место и важность. С самого раннего детства, сколько мы заложим, столько оно потом вырастет и пойдёт в жизнь. Крайне важен этот элемент культуры в формировании личности, обыкновенных человеческих ценностей. Потом уже поздно будет.

Терновой: Мы сегодня заработали право об этом говорить потому, как у нас создана команда – актёрская, творческая, постановочная. У нас настоящая театральная семья. И когда главного режиссёра и режиссёра-постановщика слышат, тогда и получается результат. Возьмем более раннее время, когда театр вообще никуда не выезжал, ведь был такой период. С приходом Евгения Романовича Ткаченко, народного артиста Украины, главного режиссёра, наш театр начал подниматься. То, что им и другими режиссёрами было заложено тогда, сейчас развивается и как маховик набирает обороты. И теперь имеем право говорить, что мы на правильном пути.

- С другими театрами Республики у вас есть взаимосвязь?

Середа: После военных действий мы начали очень хорошо дружить и общаться с нашими театрами. С Анатолием Яворским из театра на Оборонной хорошо дружим. Он обязательно приходит на премьеры, обсуждаем с ним многие вопросы. Я всегда хожу к ним на спектакли. Это настоящая дружба и в тесном кругу мы говорим то, что говорят друзья. В смысле – не хвалим. С Русским драмтеатром тоже дружим.

- А чисто технически – в плане декораций или реквизита обмениваетесь?

– Ну что вы! У нас совершенно разный инструмент, это как если бы арфист попросил скрипку! Нет, в этом нет никакой необходимости. А вот приёмы крадём (смеётся). Откровенно в этом отношении мне нравится Анатолий Николаевич (Яворский). На спектакль пришёл, посмотрел, мы пообщались, он говорит, мол, вот эту вещь я у тебя украду. Да, забирай (смеётся)!

– С телевидением сотрудничаете? Делаете телевизионные версии своих постановок?

– Дело в том, что телеверсия нашего спектакля в любом случае звучит хуже. Специфика спектакля не предназначена для телекамер. Да и кто будет смотреть длинный спектакль по телевизору. Мы же привыкли к клиповому образу жизни, ролик можем посмотреть, если он не более 10 секунд.

– Вы серьёзно считаете, что масс-медиа изменили систему мышления современного человека, навязали ему клиповый тип мышления?

– Да, я абсолютно в этом уверен. При постановке спектаклей мы стремимся учитывать современного зрителя, ребёнка, да и взрослого тоже. Человека, который в телефоне за считанные секунды может найти любую информацию и не будет долго на чём-то засиживаться. Постоянно надо менять ритм, систему кукол. Чисто математически можно предположить – больше трёх минут не должна идти сцена или смысловая какая-то нагрузка. Нужно менять либо сцену, либо систему кукол всеми доступными средствами, всеми способами выразительности. Это я вам не просто свое мнение высказываю, а как практик говорю – мы с этим работаем!

- Культура стремительно развивается, какие веяния приходят в театр кукол?

– Меня очень радует, что это происходит. Интерактив давно уже опробованная вещь, работа с залом, выход актёров в зал, когда зритель становится участником спектакля. Это делается давно. У меня единственное вызывает опасение, что кукла как знак, как предмет исчезает из театра – есть такие тенденции в других театрах кукол. Этого бы не хотелось, это уже ТЮЗ (театр юного зрителя), другой вид искусства, и мы теряем своё. Поэтому в нашем театре мы пытаемся не до конца уйти, соблюдать баланс знаковости, сочетание работы актёра со своими эмоциями и предмета, где есть точная маска, точно заданный характер.

- Грядет 80-летие вашего театра, как будет встречать?

Терновой: Да, у нас ответственный момент, в марте 2019 года юбилей – 80 лет театру. 21 марта мы планируем провести это мероприятие. Подготовка идёт, уже был задел – открытие предъюбилейного 79 театрального сезона и юбилейного 80 сезона. Сейчас мы идём к самому Дню рождения театра, будет работа по изготовлению буклета, материал есть, разрабатывается макет. В планах приглашение наших гостей. Желания большие, возможности маленькие, будем рассчитывать на свои силы.

Середа: Нам есть, что показать на юбилей. Это будет представление в форме празднества. Естественно, с юмором – что-то между капустником и шоу, со всевозможными нашими любимыми фейерверками и фокусами, с соответствующей атмосферой. Если погода позволит, то и улицу захватим.

- То есть готовы встретить праздник во всеоружии?

– Сейчас театр выходит на новые рельсы, есть грамотный актёрский состав, с которым можно ставить серьёзные работы. Хватало бы финансов. Поездки на фестивали дают нам уверенность, что мы двигаемся по правильному пути. Создан фундамент и база, с помощью которых можно переходить на следующую ступень развития. Появляются молодые, хорошие, интересные актёры и режиссёры. И в нашем театре, я считаю, уже появился молодой интересный режиссёр, луганчанин, он ещё и пишет неплохие пьесы, и что очень важно – "болен" театром кукол. Это Артём Малахов, мы ему уже доверили много постановок и не ошиблись.

Терновой: Наш театр выполняет не только чисто театральные функции, мы уже выросли из тех штанишек и смотрим более широко на процессы развития культуры. У нас есть такой проект, как "Палитра волшебства и искусства" – это совместный проект с Художественным музеем, есть совместный проект с Республиканским союзом художников. Этими проектами мы тоже привлекаем зрителя, выставляем свои экспонаты – куклы, костюмы в музеях. Последняя выставка посвящена нашей бывшей сотруднице, которая трагически погибла, главному художнику нашего театра Ирине Гололобовой. Там выставлены её работы, макеты спектаклей, куклы, изготовленные по её эскизам.

- Музеи и художественные выставки это уже совсем другой жанр? 

- Это культурное поле и вся наша работа, сам наш театр кукол всей своей деятельностью, таким образом, даёт дополнительный объем культурной жизни нашей Республики.

Выбор редакции