Сопредседатель Союза писателей России Сергей Котькало: "Восточные славяне живы единой верой, общими святыми и святынями"

О показательных исторических уроках, современных попытках раскола славянского мира и его перспективах рассказывает сопредседатель Союза писателей России, член бюро президиума Всемирного русского народного собора Сергей Котькало.

Наша общая славянская история, как и повседневная жизнь, состоит из множества цветов и оттенков. В ней бывают светлые дни и черные полосы отчуждения. Преодолевая эти полосы отчуждения путем договоренностей и компромиссов, мы выруливаем на ровную дорогу нашей взаимности. Чтобы, к сожалению, спустя какое-то время, не без участия провокационных действий так называемых "союзников", снова скатиться в пропасть.

В мае 1945 года наши отцы и деды думали: ну, вот теперь-то уж заживем! И зажили. И многого достигли. Но "добрые" западные "дяди" не могли равнодушно смотреть на наше благополучие и сделали все, чтобы славянский союз рухнул. И так было всегда. Вспомним Венский договор (Заключительный акт Венского конгресса – примечание ЛИЦ) после победы над войсками Наполеона – он просуществовал недолго, и его сменила череда новых конфликтов и кризисов. Или Хельсинский договор, который в масштабе исторического времени тоже продержался недолго. И опять кровь, новые границы, кризисы, передел…

И всякий раз возникает вопрос: почему эти договоры заканчиваются кровопролитием? Может, от нашего несовершенства? Видимо, да. Не одной бумагой, где запечатлены условия мира, жив человек. Необходимы некие высшие категории, способные сдерживать наш эгоизм. Такой силой может быть только вера, объединяющая нас незыблемыми нравственными свойствами, святыми и святынями.

Начиная с XIII века, наши предки искали выход из вечной войны всех против всех. Они пытались замириться с турками и поляками, но ничего хорошего для Русского царства из этого не выходило. И только зимой 1654 года Переяславской Радой свершилась вековечная мечта – мы стали снова жить вместе.

Переяславская Рада стала тем пиковым моментом, когда российское государство наконец-то выпуталось из долгих междоусобиц и межгосударственных войн. Это действительно был единственно верный путь, который тогда избрали казаки. Он был очень долгим, еще дольше, чем длится сегодняшний внутренний и внешний конфликт в Донбассе. Казаки метались, не понимая, в какую сторону двигаться, появлялись какие-то "порошенки" своего времени, которые устраивали свои новые церкви с новыми правилами игры. Но, тем не менее, в какой-то момент все-таки нашлись люди, нашлись силы. Тот же Богдан Хмельницкий прошел тяжелейший путь: и плен турецкий, и плен поляков. В этой своей борьбе он выковался в национального лидера, который позвал за собой казаков, и они добились заключения договора с Россией. Колыбель трех братских народов – Киевская Русь – снова зажила в семье единой.

А не будь у нас единой православной веры, скрепившей многочисленные племена восточных славян, что осталось бы от нас? Посмотрите на историческую карту исчезнувших народов. А мы живы.

Но наши недоброжелатели по-прежнему пытаются столкнуть нас лбами, как это говорится в известной пословице: паны дерутся – у холопов чубы трещат. И мы видим, что эти "паны" никакой веры не держатся. А подчас они нашу веру подминают, по нашему маловерию, под себя, под свой гешефт, торгуют ею вместе с нашей кровушкой.  

Свидетельство тому – недавние выкрутасы порошенковцев и варфоломеевцев. Для них нет ничего святого, они способны на всякую пакость. Но мы должны не терять бдительность, мы обязаны оставаться людьми, христианами, славянами. Нам нечего делить, потому что практически в каждом из нас течет кровь и "хохла", и "москаля". 

Но мы народ напевный, увлекающийся до неугомонности. Казалось бы, есть у нас все – от моря и до моря, чего еще желать? Вот тут-то незаметно к нам и подкрадывается черт с печеньками, за ногу дергает: не спи, Иван, вон у них, москалей, есть патриарх, а у нас в Киеве – нет. И Иван бесхребетный заводится, мчится сломя голову на майдан искать лучшей доли. А там его поджидают, хватают – и в полымя. Бей своих, чтоб чужие боялись! И он бьет, требует отобрать Киево-Печерскую лавру, многострадальную Софию (Софийский собор в Киеве) в очередной раз испытывает на прочность в пользу константинопольских раскольников. А спросите его: на каком историческом основании он, подобно Андрию, сыну Тараса Бульбы, предает веру отцов, отделяет от православной семьи первого русского киевского митрополита Илариона с его "Словом о законе и благодати"? Да только одураченный сегодняшний Иван ничего не ответит. 

У нас общие святые: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, равноапостольные великие князья Ольга и Владимир, благоверные князья Александр Невский, Михаил Черниговский, Михаил Тверской, Дмитрий Донской, преподобный Серафим Саровский, блаженная Ксения Петербургская, святой праведный адмирал Федор Ушаков. Сонм великих святых, сонм новомученников и исповедников соединил наши народы, покров великих общих святых объединил нас. И попытка найти им замену в лице богоборческой, массовой культуры, идеологии содомитов под видом европейских ценностей, попытка отлучить нас от православия, как якобы консервативной, отсталой веры, – не только иезуитская, но и смертельная операция, с которой никогда не согласятся наши народы.

Разве европейский мир не стал чище, сердечнее, совестливее, приняв в свою культуру Пушкина, Гоголя, Шевченко, Достоевского, Янку Купала, Франко, Есенина, Рыльского, Шолохова, Олейника, Сосюру? Корифеи русской, украинской, белорусской культуры всегда осознавали эти корни, начиная с нашей общей эпической поэмы "Слово о полку Игореве", которая вошла в сокровищницу трех братских народов. 

825-летие создания "Слова о полку Игореве" мы вместе с украинским фондом отмечали в Брянске, Нижнем Новгороде, Путивле и получили на этот юбилей проникновенное слово Святейшего Патриарха Кирилла. Патриарх постоянно говорит о значении Святой Руси, объединяющей наши народы. И это единство подтверждают, например, слова великого Ивана Франко: "Мы все русофилы, слышите, повторяю еще раз, мы все русофилы. Мы любим великорусский народ и желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык. И читаем на нем много нового, наверное, не меньше, а может, больше, чем на своем...".

Мы можем долго говорить обо всех достижениях нашей общей культуры и нашего общего знания. Но никто не заставит нас жить по-другому, если мы сами себя не заставим. Вспоминаю 2013 год, когда нас тревожил выход на арену фашиствующих молодчиков, руками которых под режиссуру США и Евросоюза в Киеве был совершен государственный переворот. Фактически впервые после Нюрнберга при полной поддержке мировой демократии фашистской отмычкой был открыт вход во власть тем безответственным лицам (или, как они полагают, политикам), которые ничего не сделали, чтобы помешать новым выпадам и баттлам, объявить войну памятникам истории и мировой культуры. Их запрет говорить по-русски, читать по-русски – это не одичание. Нас уже тогда встревожил принятый в Украине под дулами автоматов отказ от символов победы над фашизмом, узаконивание пропаганды нацизма. У каждого в наших странах есть родные, пострадавшие или погибшие во время войны. И как нам спокойно взирать на уничтожение памятников освободителям в той же Украине да и всей Европе? Те, кто стрелял в спину нашей армии, кто убивал поляков, евреев, русских, украинцев, антифашистов, получают признание и память. А наше общее героическое прошлое отдается на поругание. Это невиданная фальсификация.

Нам заявляют о вмешательстве России при всем том, что не мы, а сотни эмиссаров Запада прогуливались по майдану, и среди них были очень высокопоставленные чиновники, которые не только кормили стоявших под бандеровскими флагами людей пирожками, но и подстрекали их к столкновению с Россией.

Сегодня центр зарождения русской православной цивилизации может стать центром антиправославной инквизиции. Киевские гауляйтеры обрекают народ Украины на погружение во тьму. Эти коммандос взялись за главную нашу скрепу – за христианскую веру, за православную церковь. Это не первый поход против нашей православной церкви. И он вновь обречен на поражение, как бы громко не вступали они на Софийской площади в Киеве, матери городов русских. Враг будет повержен.

На последнем XXII Всемирном русском народном соборе в Кремле и в слове Президента Российской Федерации, и в слове Патриарха, и в слове великого нашего общего академика, историка Петра Петровича Толочко звучали боль и переживания о братском народе, о потере нашего единства. Была попытка с этой высокой трибуны Москвы еще и еще раз призвать всех братьев-славян к поиску мира между нашими народами. Потому что друг без друга мы только потеряемся, как и другие народы потерялись в истории.

Мы должны в этой войне закрепить наше славянское единство, кровь-то одна, делить нам нечего. Мы должны избавиться от навязанной нам извне гауляйтерской политики и все-таки найти пути к дальнейшему воссоединению. Ведь "порошенко" и "яценюки" приходят и уходят, а славяне были, есть и будут.

Перспектива у нас одна – должна закончиться война, и мы должны научиться жить в мире, независимо от вчерашних наших конфликтов, которые пока, к сожалению, продолжаются. Глядя на красивых людей Донбасса, на их стойкость, глядя на пример Украинской православной церкви, которая не дрогнула в этом прессинге последнего месяца, я думаю, что это получится.

Выбор редакции