Протоиерей Всеволод Чаплин: "В псевдоцеркви, расколе и ереси нет спасения, это дорога в ад"

Константинопольский патриарх Варфоломей и все, кто с ним связан, предоставив томос об автокефалии двум объединившимся группам украинских раскольников, сами стали раскольниками, а в новой украинской псевдоцеркви нет спасения, это дорога в ад. Об этом ЛИЦ заявил известный российский священник и общественный деятель протоиерей Всеволод Чаплин, комментируя передачу томоса предстоятелю так называемой Православной церкви Украины митрополиту Епифанию.

Константинопольский патриарх Варфоломей 6 января передал главе Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифанию томос об автокефалии. В соответствии с документом все "значительные вопросы" ПЦУ должна согласовывать с Константинополем и при этом не может назначать епископов или создавать парафии за пределами Украины, а также не может самостоятельно производить миро для богослужений. В тексте томоса "Православная церковь Украины" упоминается еще как "Святейшая церковь Украины", или СЦУ (под таким именем Вселенский патриархат призывает упоминать ПЦУ другие православные церкви).

Нынешнее руководство Украины с момента прихода к власти в результате государственного переворота в феврале 2014 года стремилось к созданию поместной православной церкви, независимой от Московского патриархата. В апреле прошлого года президент Петр Порошенко обратился к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой признать действующие в стране две неканонические структуры – Киевский патриархат и Украинскую автокефальную православную церковь.

Под руководством направленного в Киев личного представителя Константинопольского патриарха 15 декабря в Киеве собрался так называемый объединительный собор по созданию новой церковной структуры путем объединения двух неканонических церквей. УПЦ отказалась в нем участвовать, так как Константинополь не имеет права созывать церковные собрания на Украине. По итогам собора Порошенко объявил о создании Православной церкви Украины.

- Что означает этот томос?

- Томос – историческая форма церковного документа. В данном случае речь идет о предоставлении так называемой автокефалии двум объединившимся группам украинских раскольников. Законным этот факт, с церковной точки зрения, никак признан быть не может.

- То есть он абсолютно не канонический?

- Конечно, нет. Каноническая Украинская Православная Церковь, которая составляет большинство по числу приходов, епархий, монастырей, абсолютное большинство по числу монашествующих, об этом томосе не просила. Константинопольский патриархат, который я считаю уже бывшей церковью, выдал его раскольникам и политическим представителям, прежде всего, господину (президенту Украины Петру) Порошенко. Большую роль сыграл и господин (председатель Верховной рады Украины Андрей) Парубий, который даже не является православным христианином – он униат. Кстати, Порошенко теперь вообще непонятно кто, потому что он причащался то у униатов, то теперь у господина (Сергея) Думенко, именующего себя митрополитом Епифанием. Шестого числа (января) по новому стилю Варфоломей служил так называемую литургию вместе с Думенко, который даже не имеет законного священного сана. Варфоломей и все, кто с ним связаны, сами стали расколом. Такова абсолютно железная логика канонического права.

- Получается, что Вселенский патриархат дал официальный статус раскольникам?

- Тот, кто служит вместе с раскольниками, сам становится раскольником. Поэтому сегодня бывший Константинопольский патриархат есть раскол, а многие обвиняют его и в ереси. По сути, он перестал быть церковью.

- После прочтения опубликованного текста томоса многие начали говорить о том, что украинская церковь стала филиалом турецкой. Это так?

- Это не совсем корректно. По версии Фанара (исторический район в крупнейшем городе Турции Стамбуле, где расположена резиденция Константинопольского патриарха – примечание ЛИЦ) новосозданная "Святейшая церковь Украины" стала "автокефальной". Но Фанар хочет добиться того, чтобы все автокефалии в той или иной степени ему подчинялись. Он хочет сам "рулить" всеми процессами мирового православия, создав некое подобие ООН, а себя назначив там "советом безопасности". В этом томосе прослеживаются явные признаки ереси папизма. Там говорится о так называемом вселенском престоле как о главе церкви. А в истинной христианской Церкви не может быть земного главы, коллективного или единоличного, потому что Глава Церкви – Христос. Права этой автокефалии несколько урезаны в сравнении с правами Русской Церкви и даже с правами УПЦ, которая является частью Московского Патриархата, но Фанар хочет вообще урезать права всех Церквей в свою пользу. Самое удивительное – это решение сохранить некий экзархат Фанара на Украине и забрать себе какое-то количество храмов и монастырей в качестве ставропигий (статус, присваиваемый православным монастырям, лаврам, соборам, делающий их независимыми от местной епархиальной власти и подчинёнными непосредственно Константинопольскому патриарху или синоду – примечание ЛИЦ). Получается так, что Фанар не доверяет этой новой автокефалии и хочет сохранить свое мощное наместничество в разных областях страны.   

- При этом просматриваются явные финансовые интересы, это так?

- Я убежден, что здесь есть материальный интерес. Ведь речь идет о подчинении какого-то количества храмов и монастырей непосредственно Фанару. Миро (специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания – примечание ЛИЦ) не так много денег приносит, но это, если хотите, способ накинуть удавку на шею этой автокефалии. Если она начнет делать что-то не так, с точки зрения Фанара, миро ей перестанут давать. Это значит, очень скоро нельзя будет принимать в сию "церковь" новых людей, потому что после крещения должно обязательно осуществляться миропомазание – без этого человек не может быть христианином. Если не будут давать миро, то через пару десятилетий эта "церковь" просто перестанет существовать. Вот, например, (предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата, преданный анафеме Русской православной церковью в 1997 году, так называемый патриарх Киевский и всея Украины Филарет, в миру Михаил) Денисенко освящал миро сам и считал, что он от всех центров независим. А тут будет перспектива медленного удушения Фанаром, если что-то пойдет не так.

Между прочим, он уже угрожал некоторым Церквям отзывом автокефалии. Нам нужно слышать все эти угрозы и действовать гораздо более решительно, показывая Фанар как раскольническую и все больше еретическую организацию. Оставить всякую дипломатию, оставить расчеты относительно того, кто пойдет за нами, а кто нет из Церквей мира. Надо действовать прямо и быстро, по-христиански, а не ждать у моря погоды.

- Если анализировать текст томоса, то получается, что новая украинская церковь самая "ущербная" из тех, кому подобные томосы были выданы?

- Да, но в этом ничего удивительного нет. Все автокефальные Церкви пытаются загнать в эту рамку. По отношению к той же (Православной) церкви Чешских земель и Словакии применяли достаточно жесткие меры - так что это часть общей линии Фанара, линии восточного папизма.

- Некоторые наблюдатели утверждают, что случившееся - это катастрофа для православия, сопоставимая с великим расколом.

- Я бы не назвал катастрофой возможное очищение православия от Фанара и ему подобных обновленцев. Не было катастрофой то, что в 1054 году Церковь очистилась от еретиков-латинян, именующих теперь себя "католиками". Главное для Церкви – не количество храмов и людей, а верность истине. Увы, храмы теперь, скорее всего, будут отнимать, стараясь избегать какого-то жесткого силового сценария и действуя через псевдоюридические механизмы, через "народные сходы", ползучее давление местных администраций и так далее. Где-то в провинции наверняка будут действовать жестче, через радикальные организации. Это печально, потому что многие люди ходят в ближайший храм, не разбираясь, относится он к Церкви или к еретическому расколу, но последнее будет чревато утратой вечного спасения людьми. Впрочем, нужно вспомнить, что "церковь не в бревнах, а в ребрах". Поэтому Бог и Его благодать – то есть Божественная сила - будут не в тех храмах, где раскольники, а в тех домах и катакомбах, где будут собираться истинные христиане.

- Получается, что через пять-десять лет православная церковь потеряет свое влияние на Украине и люди будут загнаны в еретическую секту?

- Об этом и речь. Мало того, что неглубоко верующие люди будут перепрограммированы на антироссийскую риторику даже в молитве, проповеди и богослужении, но, кроме этого, они еще и потеряют свою душу, потеряют вечное спасение. В расколе вечного спасения нет, все, кто к нему причастны, идут в ад.

- Почему получение томоса вызывает такое ликование у украинских националистов? Это действительно праздник?

- Людям сейчас очень серьезно нужно разбираться в том, в какую лжецерковь их пытаются втянуть. На данный момент у врагов Церкви есть основания для своего черного торжества, черной радости. Фанар признал их раскольническое сообщество в качестве, якобы, канонического. Но радуются они рано. Фанар – это старый инструмент Запада. Он устроен так, чтобы тянуть людей в ту сторону, которая выгодна богоборческим западным элитам - к признанию однополых союзов, новому календарю, максимальному упрощению богослужения, переводу его на украинскую мову. Очень вероятно, что будут совместные богослужения с "католиками". Вся программа измены Православию хорошо известна. Удивительно, что она поддерживается теми людьми, которые вроде как выступают за свободу народа Украины. Казачество, а также православные братства, которые действовали на западе Украины, всегда больше всего протестовали против смены веры на "ляшскую" или какую-то еще.

- Что вообще должны знать обычные люди о произошедшем?

- О том, что в псевдоцеркви, расколе и ереси нет спасения, это дорога в ад. Об этом должны знать все.

***

Всеволод Чаплин  - российский священник и общественный деятель, протоиерей, был председателем Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, являлся членом Высшего Церковного совета РПЦ, представителем Русской православной церкви в Межрелигиозном совете России.

Также входил в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ, Общественную палату РФ, Экспертный совет Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, Консультативный совет ОБСЕ по вопросам свободы религии и убеждений.

С июля 2017 года - член общественной палаты Союзного Государства России и Беларуси. Со-основатель интеллектуального сообщества "Русская миссия".

Награжден рядом государственных, общественных и церковных наград. Действительный член Академии российской словесности. Член Союза писателей России.

Выбор редакции