Писатель Андрей Чернов: Проза Чехова стала другой после посещения Донбасса

О пребывании Чехова на Донбассе и о том, как повлиял край на творчество писателя, в интервью ЛуганскИнформЦентру рассказывает секретарь Союза писателей Луганской Народной Республики Андрей Чернов.


- 29 января в Луганске пройдут Чеховские чтения. Почему? Что такое особенное связывает писателя с Донбассом?

- Имя Антона Павловича Чехова тесным образом связано с нашим краем. Настолько тесно, что, пожалуй, приходится удивляться, почему в Луганской области до сих пор не был открыт музей или хотя бы памятник великому русскому писателю. Хочется надеяться, что в Луганской Народной Республике исправят эту поистине историческую ошибку.

 В апреле-мае 1887 года Чехов побывал не только в Таганроге у родственников, но и во многих городках и селах Донбасса и Донщины. Писателю было 27 лет – возраст впечатлений и внутреннего обогащения. Поездка дала ему ценнейший материал, который был впоследствии использован и преломлен во многих произведениях.

В Таганрог он приехал в начале апреля 1887 года. Родные, друзья, старые знакомые. Его встречают не просто как земляка, уехавшего учиться в Москву, но и, по меркам провинциального городка, как столичную знаменитость. Тем не менее, он не сидит на месте. Юг России влечет его. И он путешествует. В одну из поездок Чехов оказывается в Луганске. Сохранилась открытка Чехова, адресованная его брату Александру, написанная, судя по штемпелю, 20 апреля 1887 года между Луганском и Краматорском.

Из Новочеркасска Чехов отправляется гостить к своему другу, мелкому землевладельцу Петру Гаврииловичу Кравцову в Рагозину Балку.

Имение Кравцовых Рагозина Балка располагалось в Таганрогском округе Области Войска Донского, недалеко (23 версты) от села (местечка) Ивановка (ныне это Антрацитовский район Луганской Народной Республики, село Ивановка). В Ивановку Чехов неоднократно ездил из Рагозиной Балки за почтой.

 Долгое время местонахождение Рагозиной Балки было неизвестным, несмотря на усилия многих чеховедов раскрыть эту тайну. И только краевед из Антрацитовского района Константин Жолос, ссылаясь на местных жителей, обнаружил предположительное местонахождение хутора Кравцовых – недалеко от Боково-Платова, в Калмыцкой балке, поросшей байрачным лесом. Сейчас там установлены мемориальные доски и памятные знаки.

- А чем вызван такой интерес к поиску Рагозиной Балки?

- И сам хутор Кравцовых, и его обитатели, и живописные местности вокруг были описаны Чеховым в рассказах "Счастье", "Печенег", "Огни", в повести "Степь".

 - Вы хотите сказать, что впечатления от Донбасса оказались настолько сильными, что изменили Чехова?

 - Конечно. Всё увиденное Антоном Чеховым в Рагозиной Балке и её окрестностях не просто отобразится в его прозе. Сама проза становится другой. Описания "красивой грозы", степных пейзажей есть в его повести "Степь", но к ней он приступил лишь в январе 1888 года, когда впечатления от поездки на Юг России сложились в нечто более существенное, чем впечатления. Можно обратить внимание и на то, какую художественную роль играют дивные "роскошные" горы Нагольного кряжа (самая высокая часть Донецкой возвышенности) в прекрасном рассказе "Счастье".

- Вы говорили о посещении Чеховым Луганска...

- Первого мая написано короткое письмо двоюродному брату Г. М. Чехову в Таганрог. На письме - почтовый штемпель Луганска. Можно предположить, что Чехов из Рагозиной Балки совершил поездку в главный город Славяносербского уезда. Во всяком случае, в знаменитой чеховской повести "Степь" мы находим упоминания Славяносербска и Луганского Завода – старого названия посёлка на Лугани. Название "Луганск" могло ещё не закрепиться в сознании окрестных жителей, поскольку было дано посёлку вместе со статусом города в 1882 году. На многих картах России вплоть до начала ХХ века Луганск отмечался ещё как Луганский Завод. К тому же, в повести Чехов не конкретизирует время описываемых событий, можно сделать вывод, что события происходят до 1882 года. Свидетельством знакомства Чехова с Луганском является также то, что один из персонажей повести "Степь": "Пятнадцать лет был в певчих, во всём Луганском Заводе, может, ни у кого такого голоса не было…". Так, можно сделать вывод, что как минимум в уезде певчий хор Луганска был знаменит.

Впрочем, не следует думать, что Чехову увиденные южные городки понравились. В его письмах мы найдём очень нелицеприятные (и с тем – правдивые) характеристики Таганрога, Славянска, Краматоровки (сейчас – Краматорск). В письме сестре М. П. Чеховой Антон Павлович рисует схему Донецкой железной дороги и даёт пояснение: "Центральный шарик – это ст. Дебальцево. Остальные шарики – это всяческие Бахмуты, Изюмы, Лисичански, Лугански и прочие пакости…".

- Провинциальная жизнь, как и во всей России?

- Да, но, находясь в Рагозиной Балке, Чехов 5 мая пишет письмо писателю Николаю Лейкину, из которого и взята знаменитая чеховская фраза-характеристика Донецкого кряжа: "Жил я последнее время в Донской Швейцарии, в центре так называемого Донецкого кряжа: горы, балки, лесочки, речушки и степь, степь, степь…".

Эта провинция имела свою поэзию.

Вечером пятого мая Антон Чехов уезжает из Рагозиной Балки в Святые Горы (ныне Святогорск Донецкой Народной Республики). В общей сложности, писатель провел в Рагозиной Балке около недели, наполненной впечатлениями степного юга России.

Уезжая из Рагозиной Балки, писатель написал своей сестре М. П. Чеховой: "Напоэтился я по самое горло: на 5 лет хватит".

- Степная тема еще звучала у Чехова?

- Не только степная тема в целом, но и луганская земля. Осенью 1897 года Антон Чехов отдыхал в Ницце. Здесь, вдали от русских пространств, писатель пишет рассказы "В родном углу" и "Печенег", которые опять возвращают нас в северную часть Таганрогского округа. В рассказе "Печенег" упоминается станция Донецкой железной дороги Провалье, близ которой живёт казачий офицер Жмухин. В описании дома персонажа "Печенега" Ивана Абрамыча Жмухина, прозванного за дикость мировоззрения "печенегом", угадывается дом Гавриила Павловича Кравцова. Но, впрочем, не следует думать, что Кравцов был прототипом Жмухина – Чехов художественно преобразовал и описываемое пространство, и действующих лиц.

Выбор редакции