Писатель Александр Гриценко: "Альманах "Крылья" отличают литературные связи в пространстве и времени"

Культура  Общество 

О 14-м выпуске периодического издания Союза писателей ЛНР литературно-художественного альманаха "Крылья", презентация которого состоялась 29 октября, в интервью ЛИЦ рассказывает председатель международного правления Интернационального союза писателей (ИСП), драматург, литературный продюсер Александр Гриценко (Москва).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОДВИГ

Донбасский альманах "Крылья" – явление необычное. В первую очередь, потому что выход подобного издания – событие, не оставляющее равнодушным. "Крылья" - книга интересная, яркая и на редкость разнообразная. В альманахе объединяются произведения разных тем и направлений – поэзия и проза, литературоведение и литературная критика, драматургия. Приятно удивит и география – не только Донецк и Луганск, но и города России и других стран, не только русскоязычные произведения, но и переводы.

При этом в альманах включено немало произведений молодых авторов, поддерживать которых – давняя традиция "Крыльев". Но хорошо, что наряду с поэзией и прозой начинающих авторов в "Крыльях" опубликованы и известные на данный момент писатели. Одно из ярчайших имен – Виктор Пеленягрэ, куртуазный маньерист и поэт-песенник, чье творчество открывается с новой стороны. Ирония, эротика, переосмысление мирового поэтического наследия – у Пеленягрэ много граней.

Но "Крылья" выделяются среди современной литературы не только благодаря таланту тех, чьи произведения вошли в альманах. О том, что происходит на Донбассе, в той или иной степени имеет представление почти каждый. Литературное творчество в такой обстановке – настоящий подвиг. Стремление творческих людей объединиться – подвиг вдвойне.

ВОЙНА И МИР

Сборник "Крылья" соединяет две основные темы – тему войны и тему мира. Причем если военная тематика тяготеет скорее к современности, злободневности, то тема мирная – к прошлому и вечному.

Очень часто в произведениях различных жанров и направлений звучит слово "мир" и производные от него. "Нужно ли говорить, что слово "мир" здесь важнее всех других?" — это сказано о конкретном случае, применительно к донбасскому сборнику "Всходы", но так или иначе относится ко всем произведениям альманаха.

ДОНБАССКИЕ ЗАПИСИ

Особенно хочется отметить сборник рассказов (или все же художественных очерков) Анастасии Черновой "Донбасские записи". Они начинаются так: "Однажды рай закончится. Мир, где были качели и букет ромашек, сладкий чай, салфетки на столе, вздрогнув, покроется туманом. Сухой и страшной пыльцой небытия".

Два значения слова "мир" - вселенная из множества составляющих и благое спокойствие – неожиданно пересекаются. Контекст настолько поэтичен, что выявить преобладающее значение невозможно. Кроме того, у автора очевидна склонность к словесной игре, но не юмористической, а скорее символической: "Я впервые догадываюсь, что минуты и мины имеют общий корень. И то, и другое слишком скоротечно, необратимо, здесь и сейчас". С композицией автор тоже, можно сказать, играет, замыкая ее в кольцо. После всех описаний смертей, невзгод, тяжелой и тревожной обстановки, цикл завершается следующими словами: "Молодая мама, склонившись, держала его крохотную ручку. Собака и кот сидели рядом. Тихая звезда, мерцая, взошла… Однажды". В прошлом было светлое счастье, и будущее обещает его же, а в настоящем…

КРАСНОРЕЧИВАЯ СДЕРЖАННОСТЬ

Надо сказать, что большинство авторов в описании военных реалий достаточно сдержанны, можно сказать, осторожны, и это воздействует на читателя не слабее, а возможно, сильнее, чем сцены подчеркнутой "жести".

А помните, девчушка лет восьми

Беспечно дом и солнце рисовала

На том асфальте, где потом от мин

Его на битум злоба разрывала.

Сцена из стихотворения Светланы Тишкиной очень красноречива и одновременно сдержанна.

ДРАМАТИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ

Нужно особо сказать о короткометражном сценарии Вадима Комкина и Глеба Боброва "Новый свiт". Это тот случай, когда события войны, в том числе и ее многократно более неприглядная изнанка, не просто прямо описаны, а выделены и подчеркнуты – начиная от открывающей сцены и заканчивая финальным аккордом. Пожалуй, "Новый свiт" относится к тем произведениям, которые нуждаются в пометке о "возрастном рейтинге".

И, если говорить о драматических произведениях, вошедших в альманах, то радует в первую очередь их жанровое разнообразие. Если "Новый свiт" — это киносценарий военной драмы, то "Умри, чудовище" Фаины Савенковой – пьеса-сказка, поднимающая, однако, далеко не детские, а скорее подростковые проблемы. Пьеса Валерия Герланеца "Прокофьев" - сложная и психологически насыщенная биографическая драма.

ТЕСНЫЕ СВЯЗИ

Альманах "Крылья" стремится создавать тесные литературные связи – не только между донбасскими и луганскими авторами, но и гораздо шире, в пространстве и времени. Преемственность традиций классиков сочетается с общностью современников, и это радует. Часть изданий, освещенных в разделе "Критика", является донбасскими. О сборнике молодых литераторов Луганска "Всходы" не только рассказано в критической статье – лучшие стихи из него представлены в альманахе особо. То есть о своих земляках и товарищах по перу авторы "Крыльев" дают информацию дважды – через критические статьи и обзоры и через непосредственную публикацию, благодаря чему альманах превращается в печатный рупор.

И, если Лариса Черниенко в своей статье подчеркивает, что "поэт-фронтовик не навязывает читателям свое понимание войны", о "Крыльях" можно сказать аналогично – авторы не навязывают читателям свое понимание литературы. Рассказывают, показывают, анализируют, но ни к чему не принуждают.

ВОСТРЕБОВАННОСТЬ МЫСЛИ

Раздел "Литературоведение и эссеистика" хоть и посвящен в основном классической литературе (в том числе советской), но выбор либо произведений, либо изложения точки зрения на них авторы стремятся сделать актуальным.

Такова статья Людмилы Ельшовой "Жизненные реалии и их интерпретация в образе Григория Новикова – защитника Родины – в повести Владислава Титова "Грезы старого парка". И дело не только и не столько в том, что прототип парка и памятника находится в Луганске. Автор статьи подчеркивает: "В "Грезах старого парка" подвиг отцов – нравственное мерило отношения не просто человека, но человечества к миру, его ответственности за сохранение цивилизации на планете".

Мысли важные и востребованные как никогда.

ОММАЖ ПУШКИНУ

Эссе и литературоведческие работы отличаются по манере повествования. Некоторые из них более субъективны, другие дают максимум информации, одни тяготеют к лирике, другие – к научности.

Своей необычностью выделяется работа Нины Ищенко "Книжная полка Татьяны Лариной. Оммаж Пушкину". В современном языке (хотя до окончательного формирования значения слова, возможно, стоит говорить о сленге) оммаж (от французского hommage - признательность, дань уважения – примечание ЛИЦ) - это не только присяга рыцаря сюзерену, но и уважительная отсылка какого-либо произведения к его предшественникам.

Свой цикл заметок Нина Ищенко определяет так: "Это небольшие эссе о книгах, которые читала или могла прочитать Татьяна Ларина, однако увиденные из века двадцать первого". Нина Ищенко в целом старается быть "в тренде" двадцать первого века, не погрузиться в другую традицию, а понаблюдать за ней издали. Отсюда некоторые предельно современные моменты из ее работы: Нина Ищенко сближает иронически описанного Пушкиным Грандисона со "Школой в Кармантене", а в качестве "мостика" между авторами использует Милорада Павича.

Нина Ищенко говорит о фанфикшене, современных райтерах, ювенальной юстиции и некоторых других предельно современных вещах. Стиль ее заметок отдает некоторой спонтанностью, разговорностью, что делает их более публицистичными, чем научными, хотя литературоведческая ценность "Книжной полки…" не подлежит сомнению: о самых знаковых произведениях, которыми зачитывались в пушкинскую эпоху, рассказано доходчиво и кратко.

ДАНЬ ПАМЯТИ

В альманахе присутствует раздел "Память", причина появления которого печальна. Анатолий Мальцев, создатель и вдохновитель "Крыльев", скончался в этом году. Ему и посвящены статьи рубрики "Память". Они имеют некоторые точки соприкосновения, другими словами, отчасти повторяют друг друга в упоминании событий, что неизбежно при общей теме.

Однако взгляд на события и стиль неповторимы и этим хороши. Каждому есть что сказать о выдающемся человеке.

НЕПРОСТАЯ СТРУКТУРА

Литературное содержимое "Крыльев" — это то, к чему нет нареканий. Каждый автор, каждое произведение замечательны в своей манере и если могут вызвать у читателя отрицательные эмоции, то только из-за своей специфичности, а не степени творческой одаренности.

Однако структура "Крыльев" может представлять собой некоторую проблему. Некоторые произведения, будучи помещены в один раздел, могут быть с полным правом помещены в другой. Кроме того, довольно трудно работать с оглавлением, так как в нем произведения сгруппированы по тематическому принципу. Находка интересная, спору нет, но осложняющая поиск нужного произведения и оценку его объема. 

***

Литературно-художественный альманах "Крылья" издается с 2006 года. Редколлегию "Крыльев" возглавляет известная в Донбассе литературовед, профессор Луганского государственного педагогического университета Лариса Черниенко. С 2015 года "Крылья" имеет статус периодического издания СП ЛНР. 

Выбор редакции