Литератор Лидия Довыденко: "Донбасский код" – это альтернатива "информационному целлофану"

Воочию  Культура 

О культурном, литературном и историческом значении недавно изданного в Республике публицистического сборника секретаря Союза писателей ЛНР Андрея Чернова "Донбасский код" ЛИЦ рассказывает известный российский литературный деятель, главный редактор калиниградского журнала "Берега" Лидия Довыденко.

СЛОВО ОБ АВТОРЕ

Андрей Чернов – литературовед, критик, публицист, секретарь Союза писателей ЛНР, автор книги "Притяжение Донбасса" (Москва, 2016), заместитель главного редактора литературного альманаха "Крылья" давно занимается изучением истории, культуры и литературы Донбасса, отмечен российскими литературными наградами, медалями ЛНР, живет и работает в Луганске.

Он неоднократно выступал в различных изданиях, в том числе в журнале "Берега", с очерками и статьями, посвященными духовной сфере жизни в Донбассе, соединил их в книгу "Донбасский код", которая вышла в июле 2019 года.

АЛЬТЕРНАТИВА "ИНФОРМАЦИОННОМУ ЦЕЛЛОФАНУ"

"Донбасский код" – это альтернатива "информационному целлофану", в который завернули две Республики недобросовестные СМИ. Книга, построенная на настоящем, живом, подлинном, что носят в душе жители Донецкой и Луганской Республик.

От смысла к смыслу, от оберегов Северского Донца, от исторического осмысления топонима "Донецкий бассейн", от биографии к биографии известных писателей и героев. От Сократа донецких степей и Чернухинской мадонны движемся мы вместе с автором к современности, чтобы попытаться прорваться к перспективам уникального уголка земли, показавшего в эпоху массового потребительства пример духовной высоты для человечества.

МАЯК КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Вспоминаются строки современной поэтессы Марины Струковой: "Они рождены, чтобы сдаться… Но мы рождены – их спасти". Действительно, в то время, когда руки большинства землян день ото дня, из года в год жмут на кнопки гаджетов, чтобы в ту же секунду забыть, о чем они только что читали, во что они только что играли. Когда мир погрузился в мертвящее безволие, под высоким донбасским небом сохранилось нечто такое, что стало угрозой для тех, кто направил не только информационное оружие, но и реальные бомбы и пули в сторону людей, живущих в непокоренных Республиках, сохраняющих русский язык как "маяк собственной культурной идентичности".

СТИХИЯ ДЕЙСТВЕННОГО СЛОВА

Чернов сосредоточился в своей книге на том, что относится к родовому, православному, русскому, соборному, сквозь слезы и горе сегодняшнего дня, сквозь вечный "трижды петушиный крик" вышел в стихию действенного слова.

Речь писателя сильными толчками движется вперед в 24 очерках, развеивая мифы проплаченных авторов о якобы "социальном гетто" и "криминализированном населении" на территории ЛНР и ДНР.

НА БЕРЕГАХ СЕВЕРСКОГО ДОНЦА

Святогорье и Бахмут – древнейшие города на территории Донбасса – появились в исторических документах в XVI веке как пограничные и сторожевые, чтобы предупредить нападение на Русь крымчаков. Донские и запорожские казаки селились у "перелазов" – мест перехода через реку. В 1721 году Григорий Капустин открыл здесь залежи каменного угля: в Лисичанске, Шахтах. На берегах Северского Донца, Бахмута и Лугани селились славяне, осваивая степи и добычу угля, создав Славяносербию, описанную в книге "Переселение" сербским автором Милошом Црнянским.

Екатерина Вторая, присоединив Крым к России, назвала эти края Новороссией, а затем издала указ о строительстве Луганского чугунолитейного завода.

РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ

О Донецком каменноугольном бассейне рассказывали многие русские писатели: Антон Чехов, Викентий Вересаев, Александр Куприн, Аркадий Аверченко. Автор "Донбасского кода" обращает внимание на то, что у них нет упоминания слова "Донбасс", появившегося после революции 1917 года. Из газет и плакатов шагнуло это слово в литературу, в "Мистерию-буфф" Владимира Маяковского. А потом в двадцатом веке оно прочно срослось с именем Алексея Стаханова, с "Молодой гвардией" Александра Фадеева, с романом "Донбасс" и повестью "Непокоренные" Бориса Горбатова, со стихами Владимира Сосюры и Михаила Матусовского, в 2014 году – с боями у седьмого блокпоста, где киевские каратели не смогли пробиться на правый берег Лугани и не вошли в Жовтневый район Луганска.

КРЕПОСТНОЙ ЕДИНОРОГ

Прекрасны страницы истории Луганского чугунолитейного завода, занимавшегося кроме всего прочего художественным литьем. Например, высокохудожественная работа – памятник в честь победы над Наполеоном в древнем Полоцке, самовары, чашки, блюдца, сахарницы из чугуна, но легкие, кружевные, с позолоченными деталями.

В Горном музее Петербурга хранится шедевр луганского художественного литья – ожерелье с крестом и браслет, говорящие об изяществе, тонком вкусе луганских мастеров. Эстетическое чутье проявилось в выпуске чугунных скульптур Петра Первого, Александра Суворова. Многие музеи России хранят в своих сокровищах изделия луганского художественного литья с позолотой: ажурные блюда, настенные украшения, статуэтки, а пушка "крепостной единорог" стала визитной карточкой Луганска и первым памятником города.

СЛАВНЫЕ ИМЕНА

Луганск дал России Владимира Ивановича Даля, создателя словаря русского языка. Здесь родился и вырос Михаил Матусовский. Книга "Луганчане", затем "Семейный альбом", свет которого разливается по всей Вселенной, говорит о душевном трепете и мягкой ласке к родной земле. Кто не знает песни "Подмосковные вечера", переведенной на многие языки мира, или романса "Белой акации гроздья душистые…"?

Донбасс проехали с выступлениями Владимир Маяковский и Семен Кирсанов, в Луганской области родился знаменитый Маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко. Великий русский полярник Георгий Яковлевич Седов, действительный член Русского императорского географического общества – сын донбасской земли.

В край угля и металла приехал впервые в 1916 году писатель Константин Паустовский, поселившись в гостинице "Великобритания" в Юзовке, где останавливались в свое время Александр Куприн и Александр Серафимович.

Первомайск и Артемовск, Краматорск, Луганск, Донецк питали вдохновением Бориса Горбатова.

В Донбассе появился на свет титан советской журналистики, депутат Верховного Совета СССР, политический обозреватель газеты "Правда" Юрий Александрович Жуков.

В Донбассе чтят память бесстрашной летчицы Лидии Литвяк, Героя Советского Союза, погибшей в боях за освобождение Донбасса от немецко-фашистских захватчиков.

Писатели Михаил Колосов, Иосиф Курлат, Олег Бишарев, Тарас Рыбас своим творчеством обязаны донбасской земле, небу и водам донбасских рек, внесли свой вклад в культурное своеобразие края.

РУБЕЖ-РЕКА

"Донбасский код" – это родовое чувство, наше тайное духовное единство, наша уверенность в победе света над тьмой, крещенская вода Северского Донца и Лугани, это рубеж-река против либерально-фашиствующих последователей Бандеры, против отчаяния и смерти.

Книга Чернова говорит о его тесной, гибкой, множественной связи с культурой родной земли, о чувстве сокровенной верности ей, растворенности в ней и любви к дивным донбасским пейзажам и Божьему миру в сердцах родных луганчан.

***

Лидия Довыденко – российский литературный деятель, ученый. Творчество писательницы отмечено Всероссийской национальной литературной премией "Щит и меч Отечества", премией "Золотое перо Руси" - 2016", лауреат Всероссийского конкурса СМИ "Патриот России -2016".

Выбор редакции