Литератор Андрей Чернов: "В "Локусах и фокусах современной литературы" собралась отменная компания"

Культура  Общество 

О смысле и значениях представленной в апреле текущего года книге культуролога, члена Союза писателей (СП) ЛНР Нины Ищенко "Локусы и фокусы современной литературы" ЛуганскИнформЦентру рассказывает секретарь правления республиканской писательской организации Андрей Чернов.

ГЛУБОКИЙ АНАЛИЗ

Нина Ищенко – довольно известный в Луганске публицист, литературовед, культуролог, кандидат философских наук. Мне не раз встречались ее статьи в сети, публиковались они и в луганском литературно-художественном альманахе "Крылья". Ее способность к масштабному и глубокому анализу не только литературных произведений, но и целых явлений и течений литературы мне была известна. Поэтому с большим интересом взял в руки ее первую книгу "Локусы и фокусы современной литературы".

И книга эта меня совершенно не разочаровала.

С ПОЗИЦИЙ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Ищенко не просто читает книги, а пишет о них с позиций культурологии. И свет фонаря культуролога позволяет и читателю отправиться следом за ней, присмотреться и к фигуре автора, и к эпохе его жизни, и к персонажам его книг.

Любой автор – дитя своего времени и своей цивилизации. Вне зависимости от позиции, личного желания, нонконформизма, чужих влияний и заимствований – он отразит в своих книгах прежде всего мировоззрение своей эпохи и своей социальной и национальной среды. Этим культурологу и интересны произведения, даже если не брать в расчет художественные достоинства произведений.

Поэтому в "Локусах и фокусах современной литературы" перед нами предстают Уильям Фолкнер и Александр Пушкин, Вера Камша и Томас Манн. Конечно, Пушкин и Фолкнер не могут считаться "современной литературой" с точки зрения простой хронологии. Но вот их культурологическое прочтение исследовательницы начала ХХI века позволяет по-новому взглянуть, казалось бы, на давно известные, с точки зрения истории литературы, произведения классиков.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ТЕМА

Большое место в книге Ищенко занимает тема фантастической литературы – и классики, и современной. Это внимание исследовательницы легко объяснить – фантастика, особенно фэнтези, позволяет авторам моделировать различные цивилизационные системы, как бы являющиеся слепками нашей действительности, но имеющие порой существенные отличия. Их своеобразию, самому факту популярности в читательской среде посвящено несколько статей Нины Ищенко.

Не все утверждения автора можно принять, особенно спорно выглядит тезис о том, что зачинателем фэнтези является профессор Толкин. Если фэнтези мерять эльфами и орками, перманентно друг друга истребляющими – то да, безусловно, такой вид литературы породил Толкин. Но все же критериями выделения жанра фэнтези должны выступать иные качества и свойства. И как бы реалистично ни написаны рассказы Александра Грина, сам его мир Зурбагана и Гель-Гью, воспроизводимый с удивительным постоянством в различных произведениях, намного более фэнтезийный, нежели миры записных фэнтезистов.

СВЯЗЬ ЯВЛЕНИЙ

Во многих статьях Ищенко неоднократно озвучивается мысль о связи того или иного явления прошлого с современными событиями на Украине.

Пожалуй, наиболее отчетливо это отмечено в очерке, посвященном классику японской литературы Кэндзабуро Оэ. Он являет собой поколение покоренных в Японии, молодежи, которой досталось тяжелейшее поражение 1945 года. Крах японского милитаризма и фундаментальных основ национальной культуры привел к всплеску американомании у японской молодежи.

Нина Ищенко проводит недвусмысленную параллель с тем, что мы имеем сейчас на Украине, где американомания также обильно процвела и привела, в конце концов, к тяжелейшей трагедии украинской суверенности – госперевороту в 2014 году.

ЛИТЕРАТУРНАЯ МОЗАИКА

По-своему интересен раздел книги, озаглавленный "Мозаика". Здесь собраны короткие по форме эссе-размышления о тех или иных прочитанных книгах, просмотренных фильмах и сериалах.

Под философской призмой даже, казалось бы, незначительные детали популярных произведений предстают в совершенно новом свете. Очень широк охват авторов и произведений, о ком пишет Нина Ищенко. Здесь в тесном кругу собралась отменная, хотя и неоднородная, компания: Мураками, Михаил Булгаков, Лион Фейхтвангер, Александр Фадеев, Елена Хаецкая, Габриэль Гарсиа Маркес, Борис Лавренев, Константин Федин, Баграт Шинкуба, Алехо Карпентьер и другие.

КИПЕНИЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ

Всего и не скажешь о содержании этой замечательной книги, написанной с большой любовью к художественному слову. Но не только лишь метафоры и своеобразие стиля писателей интересуют Ищенко – во всяком произведении она старается рассмотреть основополагающие смыслы, вложенные в них авторами.

Украинская пропаганда годами распространяет ложь о том, что из независимых Республик Донбасса якобы уехал некий "культурный слой". Мол, никого мыслящего здесь не осталось, одни законченные ватники, наркоманы и прочие "нелюди". Но сама действительность этих шести полнокровных лет опровергает наветы украинских врунов.

В Луганске и Донецке продолжают издаваться книги, защищаются диссертации, кипит культурная жизнь. И издание высокоинтеллектуальной книги Нины Ищенко "Локусы и фокусы современной литературы" – очевидное подтверждение культурной самодостаточности нашей Республики.

Как и "Опыты" Монтеня эта книга создавалась в бурное и динамичное время перемен. И книга эта говорит не только о литературе – современности и прошлого. Эта книга – о мужестве человеческого духа, тянущегося к познанию вопреки войне.

Выбор редакции