Мнения

22 сентября 2019, 10:00

Воочию

Культура

Литератор Андрей Чернов: "Театр Луспекаева поставил вопросы, пробуждающие сознание и дух"

О значении и емких смыслах премьерного спектакля "Время. Выбор. Воля" Луганского академического русского драматического театра имени Павла Луспекаева, поставленного по знаковой трилогии Союза писателей (СП) ЛНР "Время Донбасса""Выбор Донбасса" и "Воля Донбасса", ЛуганскИнформЦентру рассказывает литературовед, публицист, секретарь СП ЛНР Андрей Чернов.

МЕЖДУ ЯВЬЮ И ВООБРАЖЕНИЕМ

Театр имени Павла Луспекаева на премьере 20 сентября представил в Луганске спектакль "Время. Выбор. Воля". Сложная многожанровая композиция построена на образной интерпретации современной поэзии о войне в Донбассе и насквозь пронизана множественными ассоциативными нитями с прошлым нашего народа. Спектакль стал не просто экспериментом, а важным этапом в творчестве луганского театрального коллектива.

О том, насколько серьезно сам коллектив театра отнесся к созданию спектакля "Время. Выбор. Воля", говорят следующие факты. Режиссером-постановщиком спектакля выступила главный режиссер театра имени Павла Луспекаева Татьяна Дремова. В нем задействованы значительные силы актеров театра: от маститых, таких как заслуженная артистка ЛНР Светлана Степкина-Долгая, до молодых, лишь осваивающих актерскую стезю. И все они работали с полной самоотдачей – пылко и энергично.

Сам спектакль создавался совместно с СП ЛНР. И это неудивительно, ведь в основу сценария легли фундаментальные книги, увидевшие свет в 2016-2019 годах в Луганске, - "Время Донбасса" (2016), "Выбор Донбасса" (2017) и "Воля Донбасса" (2019). Три тома жгучей и чистой правды, три тома русского слова о войне в Донбассе и о нас в этой войне. О каждом из нас со своими сомнениями, мыслями, чувствами. Все это уложить и передать в лаконичную форму – сложный процесс.

Татьяна Дремова повела нас по тонкой, едва нащупываемой грани между прошлым и настоящим, между явью и воображением, между светом и тьмой. Игра со светом, использование световых и шумовых спецэффектов – одна из больших удач постановки. И она создает тот эмоциональный базис, формирующий и закрепляющий отчетливую атмосферу фронтового бытия.

Мрак сцены, яркие вспышки. Зритель балансирует на отчетливой, но неуловимой грани между светом и тьмой, между прошлым и настоящим. И множественные смысловые аллюзии уводят нас из дня сегодняшнего в прошлое, в дни трагедии и героизма Великой Отечественной войны. С нами ли это все происходит или с нашими предками? Какой день за окном – 2014 или 1941 года? Вопросы, которые жгут и пробуждают наши сознание и дух.

Предельная лаконичность антуража и декораций не обнуляет содержание, а лишь подчеркивает, укрепляя и кристаллизуя семантику строк донбасских поэтов.

ЕМКИЕ И ПРОСТЫЕ СМЫСЛЫ

От фотоснимка – запечатленного мгновения – раскручивается событийная лента спектакля. Прерванное артналетом застолье. Поиск родных. Вечный выбор. Преодоление сомнений. Осознание глубинной святой связи с родной землей, с прошлым своего народа. Короткими штрихами передаются емкие и простые смыслы, нужные нам для понимания себя и всего происходящего. И речь идет вовсе не об абстракции или фикции. Здесь отражена экзистенциальная сущность человека – вневременная и внепространственная, вечная, словно "Илиада".

Стихотворения донбасских поэтов подтверждают верность лучшим образцам русской поэзии. Стихи поэтов Донбасса – сгустки пережитого и прочувствованного жизненного опыта, опыта, прежде всего, этой страшной войны, развязанной киевской властью. В этих строках жизнь и смерть, мечты и грезы, боль и радость. Все то, что они видели: очевидцы, свидетели, участники происходящего в Донбассе.

ОСОБЕННОЕ ЕДИНЕНИЕ

Почему мы выстояли в этой войне? Почему не сломились под натиском украинской агрессии? Почему не согнули спину после объявленной Киевом блокады Донбасса? Конечно же, на такие вопросы мы не найдем простых ответов. Ни в стихах поэтов, ни в постановке луганского театра имени Павла Луспекаева. Но ответ, возможно, лежит прямо на поверхности: "Время. Выбор. Воля". Три столба, которые помогли устоять русскому Донбассу в устроенном Киевом пекле.

Между светом и тьмой, между прошлым и настоящим идут зрители "Времени. Выбора. Воли". И ощущают грань, явственно чувствуют ее. Нервом памяти стучится боль пережитого, рвется струной утраты в наших душах. У кого из зрителей не выступили слезы после сцены о погибших детях Донбасса? Наша живая боль, неизбывная, вечная.

И после пережитого вместе, все ощутили то особенное единение – родной землей и общей бедой, которое особенно ощущалось в дни жестокой блокады Луганска в августе 2014 года.

Без сомнения, все присутствующие в зале пережили это сплочение снова. И мелкое, суетное отошло во мрак, уступив место светлому и очищающему единению родной земли.

***

В постановку "Время. Выбор. Воля" вошли стихотворения следующих авторов: Светлана Тишкина (Луганск) - "Мы все участники войны", Андрей Шталь (Краматорск) - "После обстрела", Светлана Сеничкина (Луганск) - "Да, мы не герои…", "Я из дома убежала на свидание", "Этого не должно быть", "Каждый вечер воет собака", Анна Долгарева (Санкт-Петербург, Луганск) - "В этом крае каждую реку…", "Друг мой…", Елена Заславская (Луганск) - "Черный хлеб", Вера Агаркова (Старобешево, Санкт-Петербург) - "Будь осторожен друг", "Зачем нужны стихи", Александр Сигида (Краснодон) - "Домой", Владимир Скобцов (Донецк, ДНР) - "Тысяча дней войны", Влада Абаимова (Оренбург) - "Боже, я все отдала бы…", Марк Некрасовский (Луганск) - "Томка", "Когда осядет пыль из-под сапог…", "На войне не думать о войне…", Александр Морозов (Дебальцево) - "Половина собаки", Людмила Гонтарева (Краснодон) - "Молитва", Григорий Егоркин (Челябинск) - "Разговор с пленным", Владислав Кузьминых (Луганск) - "Баллада о военном оркестре", Виктория Мирошниченко (Луганск) - "Люди, пережившие войну…", Владимир Андриюк (Петропавловск-Камчатский - Луганск) - "Наши имена", "Добрый дедушка бог", "Вдоль по речке".

ЛуганскИнформЦентр — 22 сентября — Луганск