Культуролог Нина Ищенко: "Новая школьная программа по литературе на Украине стала частью антирусской пропаганды"

О целях, которые преследовали власти Украины, вводя новую школьную программу по литературе, ЛИЦ рассказывает культуролог, преподаватель Луганской академии культуры и искусств имени Михаила Матусовского Нина Ищенко.

На сайте Министерства образования Украины появились сведения об изменении школьных программ для учеников старших классов средних школ. Ранее из программы были удалены произведения великих русских писателей Михаила Булгакова, Александра Куприна, Фёдора Достоевского. Также из программы исключается "Украина в огне" Александра Довженко, повесть, посвящённая судьбе Украины в годы Великой Отечественной войны. И вот сегодня мы узнаём, какие тексты пришли им на смену. Это произведения крымско-татарского писателя Таира Халилова, лауреата Нобелевской премии Светланы Алексиевич, Юрия Андруховича, Василия Шкляра и Оксаны Забужко, известной по бестселлеру "Полевые исследования украинского секса".

Поскольку образование на Украине общеобязательное и миллионы детей по всей стране будут читать эти книги, рассмотрим их подробнее.

Таир Халилов известен в первую очередь как представитель крымских татар, депортированных во время Великой Отечественной войны. После присоединения Крыма к России в 2014 году украинские власти связали свои претензии на эти территории с темой крымских татар, которые якобы одни вправе решать судьбу Крыма, в то время как мнение русских и украинцев, высказанное на крымском референдуме в марте 2014 года не должно иметь никакого значения. Продвигая в информационной сфере эту позицию, украинские власти не упоминают, что депортация крымских татар 1944 года была вызвана массовым сотрудничеством с нацистской армией и участием в военных преступлениях, и представляют татар невинными жертвами. Таким образом общество приучается к мысли, что военные преступления против русских - это не так страшно и не стоит возмущений, что в свою очередь формирует отношение современных украинцев к войне на Донбассе, где уже украинская армия совершает военные преступления и проводит геноцид русского населения. Совершенно в традициях Оруэлла украинские власти настаивают на правах татар решать судьбу территории, где они составляли большинство двести лет назад, но отказывают в этом праве русскоязычным жителям Донбасса и юго-востока Украины (Одесса, Николаев, Мариуполь, Харьков), где противников майдана арестовывают и бросают в тюрьмы все три года новой власти.

Белорусская писательница Светлана Алексиевич получила в 2015 году Нобелевскую премию, обойдя при этом Умберто Эко, живого классика европейской литературы, писателя многократно более талантливого и значимого. Это показывает, что премия была выдана по идеологическим причинам, не за литературные дарования, а за правильную идейную позицию. Идеология, которую исповедует Алексиевич, откровенно русофобская и совпадает с идеологией Майдана. Как и многие современные деятели украинской культуры и политики, Алексиевич выступает против всех начинаний советской власти, которые осуществлялись в союзных республиках и объявляет русификацию главным преступлением СССР против Белоруссии, забывая, что, будучи сотрудницей журнала Союза писателей Белорусской ССР "Неман", она сама активно содействовала пропагандистским мероприятиям советской власти, прославляла ленинскую гвардию белорусских большевиков. Для деятелей декоммунизации на Украине, которые сами получили образование и профессиональный опыт при советской власти, Алексиевич является ценным идейным союзником, чьи тексты теперь обязаны изучать украинские школьники.

Активная промайданная позиция Юрия Андруховича, Василия Шкляра и Оксаны Забужко хорошо известна. Эти авторы как граждане поддержали государственный переворот на Украине в 2014 году, а как писатели создают произведения антирусской и проевропейской направленности ещё с довоенных времён.

Таким образом, тенденциозность изменений в школьной программе налицо.

Украинская власть использует пропагандистский ресурс школьного образования для внушения молодому поколению своих политических взглядов.
Не стоит думать, что "в школе заставляют читать из-под палки и тем отбивают охоту к этим книгам", то есть пропаганда нацистских и антирусских идей школьникам себя не оправдает. К сожалению, как мировой опыт, так и опыт постсоветских государств показывает, что немногочисленные исключения теряются в тени, а в большинстве случаев пропаганда работает, внушая учащимся образы и стереотипы, нормы и ценности, которые служат им ориентиром на всю дальнейшую жизнь, а попытка оспорить эти стереотипы вызывает немотивированную иррациональную агрессию, что делает нормализацию общественного сознания исключительно трудным делом.

Украинцев медленно, но верно ведут к "европейским ценностям", и антирусская пропаганда является основной частью этого процесса.

Выбор редакции