Культуролог Нина Ищенко: "Донбасс – часть русской культуры"

Культура  Общество 

О культурно-историческом значении недавно изданного в Республике публицистического сборника секретаря Союза писателей ЛНР Андрея Чернова "Донбасский код" ЛИЦ рассказывает культуролог, преподаватель Луганской государственной академии культуры и искусств (ЛГАКИ) имени Михаила Матусовского Нина Ищенко.

СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Книга "Донбасский код" луганского писателя и публициста Андрея Чернова вышла в свет в Луганске летом 2019 года. Книга посвящена культурной идентичности жителей Донбасса.

В сборник вошли статьи и очерки, которые Андрей Чернов публиковал в периодической печати в военный период, с начала 2014 года и до настоящего времени. Все материалы, помещенные в книге, в разное время выносились на суд широкой публики и были известны и до публикации, однако собранные под одной обложкой и при чтении подряд они производят гораздо более сильное впечатление.

Это явление известно в истории литературы. Таким же образом были восприняты, например, "Записки охотника" Тургенева, которые как одна книга воздействуют эстетически сильнее, чем рассказы, публиковавшиеся в разное время в периодике. И как книга Тургенева создает своеобразную голограмму русской идентичности позапрошлого века и средней полосы России, так и книга донбасского публициста вводит читателя в мир донбасской культуры, выражая явно те основания донбасской идентичности, которые позволяют этому краю шестой год сопротивляться военной, культурной и информационной агрессии.

ТЫСЯЧЕЛЕТНЯЯ КУЛЬТУРА

Очерки сборника "Донбасский код" охватывают хронологически последнее тысячелетие развития культуры на этих землях. Самый ранний временной рубеж очерчен статьями, посвященными степнякам-половцам, с которыми сражался на этих землях князь Игорь в "Слово о полку…". Памятники материальной культуры этого конгломерата народов найдены на земле Донбасса и экспонируются в самом обычном краеведческом музее Луганска, где находится, например, загадочная чернухинская мадонна – единственная известная археологам каменная статуя, так называемая "скифская баба", которая держит на руках ребенка, и более того, девочку. Уникальную находку труднее всего интерпретировать, и эта проблема ждет своего решения.

В своих очерках автор доводит повествование до наших дней, посвящая очерки деятелям культуры Луганщины позднего советского и постсоветского времени, Иосифу Курлату и Олегу Бишареву. Между этими крайними точками лежит вся история Донбасса и Луганщины, как она представлена в книге.

КЛЮЧЕВЫЕ СИМВОЛЫ

Ключевыми топосами, структурирующими историю Донбасса в этой книге, являются заселение края и Великая Отечественная война. Заселение Донбасса сербскими полками, которым давали землю в обмен на защиту этих территорий от турок и татар в XVIII веке, оставило множество следов в топонимике края. Названия, зазвучавшие вновь в сводках военного времени с 2014 года – Славяносербск, Трехизбенка, Крымское, Бахмут (Артемовск) – появились в период заселения края, и известны не только в Донбассе, но и в Сербии, благодаря роману классика сербской литературы Милоша Црнянского "Переселение".

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ

Великая Отечественная война имела огромное значение для Донбасса. Несколько месяцев под немецкой оккупацией, тяжелые бои при отступлении советских войск, а потом при освобождении Донбасса после Сталинградской битвы повлияли на реалии каждого селения в нашем краю и на судьбы людей, его населяющих. Символом всех этих событий стала история "Молодой гвардии" – краснодонских подпольщиков, которые боролись с немцами, были арестованы и казнены в январе 1943 года, за месяц до освобождения Луганска. Этим событиям посвящено немало замечательных страниц книги.

МИХАИЛ МАТУСОВСКИЙ

Еще одним символом Луганска в книге является Михаил Матусовский. В ряду тех славных имен, которые создают историю Донбасса, Матусовский занимает особое место. Песни на слова Матусовского пела вся советская страна, и до сих пор трудно найти человека, который не знал бы и не узнавал этих песен. "Школьный вальс", "С чего начинается Родина", "Старый клен", "Подмосковные вечера", "На безымянной высоте", "Крейсер "Аврора" – вот далеко не полный перечень вклада знаменитого луганчанина в русскую культуру.

РУССКИЙ ДОНБАСС

И тут мы подходим к главной теме книги, и эта тема – культура Донбасса как часть русской культуры. Используя богатый иллюстративный материал, автор книги показывает разные грани этой идентичности, взаимные влияния, общие образы и символы. В книге грамотно и честно воссоздается реально существующий образ этого единства в разнообразии. В Луганске делали пушки для снабжения армии в русско-турецкой войне, завершившейся присоединением Крыма в XVIII веке. В Полоцке стоит памятник в честь победы над Наполеоном, который делался на Луганской чугунно-литейном заводе. Всю историю этого края здесь строили, работали, учили, исследовали, писали книги и пели – на русском языке, как и во всей большой России. После прочтения этих спокойных исторических очерков становится понятно, почему Донбасс защищает Россию и почему Россия поддержала Донбасс.

ШИРОКИЙ КРУГ ЧИТАТЕЛЕЙ

Книга Андрея Чернова предназначена для широкого круга читателей, которые интересуются историей и современностью, которые хотят разобраться и понять, что же и почему происходит в Республиках Донбасса сейчас. Книга доступна в электронном виде на сайте государственного информационного агентства ЛНР ЛуганскИнформЦентр. Читайте, думайте, составляйте свое мнение, ищите ответы на свои вопросы, изучайте и применяйте "Донбасский код"! 

Выбор редакции