Мнения

5 июля 2020, 08:00

Культура

Общество

Художник Сергей Кондрашов: "Картина писалась, что называется, от души!" (ФОТО)

Об истории и смыслах создания картины "Христос перед Пилатом" - яркой жемчужине выставки открывшейся недавно в Галерее искусств Луганского художественного музея – ЛуганскИнформЦентру рассказывает автор полотна, народный художник ЛНР, заслуженный художник Украины, почетный член Союза художников России, организатор и первый председатель Союза художников ЛНР, профессор кафедры дизайна и проектных технологий Луганского национального университета имени Шевченко Сергей Кондрашов.

СНИСХОЖДЕНИЕ ЗАМЫСЛА

Замысел картины возник три года назад: мне попалась фотография – женский образ, освещенный солнцем. И у меня сразу возникла ассоциация, что это Христос может так стоять освещенным.

Поначалу задумка была просто показать Христа на темном фоне, а потом, со временем, прямо как в книжках все это описывается, просто снизошло понимание композиции – показать всех этих мерзавцев, фашистов и бандеровцев нынешней Украины в образе тех, кто кричали Пилату: "Распни его, распни!"

РАСПИНАТЕЛИ УКРАИНЫ

На картине слева направо изображены: (украинский олигарх Игорь) Коломойский – этот мерзавец субсидировал (националистические) батальоны и платил, а, скорее, лишь сулил по 10 тысяч долларов за каждого убитого или пойманного ополченца. Он же навязал Украине последнего президента Владимира Зеленского, при котором не изменилось ровным счетом ничего – все так же наши города и поселки обстреливают каждый день, все так же гибнут наши люди. Их кровь на руках всех этих распинателей Украины. Следующим идет (экс-премьер-министр Украины Арсений) Яценюк – человек, не имеющий ни чести, ни совести, ничего. Основой типажа послужила фотография, когда (экс-премьер-министр Украины Юлия) Тимошенко вышла из тюрьмы и корреспондент запечатлел его лакейское, слащавое лицо подхалима. Просто мне захотелось выбить ему зуб, и поэтому на картине я сделал его щербатым. Следом больной на всю голову (бывший спикер Верховной рады Украины Андрей) Парубий, потом кровопийца (бывший исполняющий обязанности президента Украины, экс-секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Александр) Турчинов и трупоед (экс-президент Украины Петр) Порошенко в роли первосвященника иудейского Каиафы. За Порошенко с правой стороны - турецкий, по сути, патриарх константинопольский Варфоломей I, потом идет раскольник и анафема Филарет. Кстати, я уверен, что первую скрипку в нынешнем расколе, в этом шабаше играл именно Филарет – он раньше всех все это начал. Из-за Филарета выглядывает кусочек лица, это (экс-президент Украины Виктор) Янукович: если бы не его слюнтяйство, его предательство, то и войны бы не было. Замыкает ряд (мэр Киева) Виталий Кличко в образе физического исполнителя казни – римского легионера.

Весь антураж, вид аксессуаров, облачений и доспехов пришлось искать в интернете, то есть, здесь есть как доля вымысла, так и исторически достоверные детали.

ОБРАЗ СПАСИТЕЛЯ

Сам образ Христа собирательный, долго писался и так, и так. Люди позировали со связанными руками, потому что и кисти нужно было рисовать.

Отрыв фигуры Спасителя от фона распинателей — это такое композиционное решение. Если бы я сделал его по масштабу таким же, как и они, то терялась бы его величественность. Поэтому он крупнее, ноги обрезаны, он вот здесь – прямо перед нами.

ТВОРЕЦ ВЕДЕТ ТВОРЦА

Картина называется "Христос перед Пилатом". Полотно, как вы видите, немаленькое, размером два метра на метр семьдесят пять.

Сначала она была в более естественных тонах, а потом пришло окончательно решение – словно само повело. Мой учитель академик Моисеенко говорил, что художник начинает картину, и до определенного момента он ее сам пишет, а потом у нее начинается своя жизнь, и уже она ведет художника.

Технически: холст, масло, поталь – это такая имитация сусального золота. До определенного момента там надписи не было, а потом как-то пришло в голову, что нужно сделать эту надпись: она и композиционно завершает эту картину, и будет ясно, о чем вообще идет речь.

НЕ БУДИ ЛИХО

Интересный момент: во время написания картины творилась какая-то чертовщина. Например, обвис холст, мы с друзьями его несколько раз подтягивали. Обычно как: холст провисает от сырости и становится как тряпка. Тогда с обратной стороны намочил, полотно высыхает, натягивается и все. Тут же намочил – ничего, натягиваем – ничего. Три или четыре раза натягивали – ничего не помогает и все. Потом поехал в Питер, там было 30 лет с момента окончания академии, так друзья мне помогли: заказали раздвижной подрамник, сделали, потом автобусом из Питера передали сюда. Пригласил людей, мы сняли холст со старого подрамника, натянули полотно на этот, и вот теперь все так, как должно быть.

СУДЬБА КАРТИНЫ

Судьба полотна пока не определена. Если купят, то я готов передать. Работа заняла три года, занимался в основном этим полотном как основным. Немного отвлекался, ветерана своего дописывал и ополченца.

Картина впервые показана именно на этой выставке. Коллеги рассказали, что руководству Союза художников России она очень понравилась, там считают, что это сильнейшая вещь.

ГОРА С ПЛЕЧ

Некоторые подходили и сказали, что это шедевр. У меня как будто гора с плеч сошла. Здесь картина смотрится лучше, чем в мастерской, - света больше. Мне очень понравилось, как она здесь зазвучала. Было бы хорошо, если бы церковь приобрела эту работу или в администрации руководства Республики. Хотелось бы, чтобы люди это полотно видели. Картина делалась, что называется, от души!

***

Сергей Кондрашов – выпускник Ленинградского государственного академического института имени Репина Академии художеств СССР. Народный художник ЛНР, заслуженный художник Украины, почетный член Союза художников России, лауреат премии имени Ивана Репина, лауреат премии "Прохоровское поле" (Россия), организатор и первый председатель Союза художников ЛНР. Профессор кафедры дизайна и проектных технологий ЛНУ имени Шевченко.

Участник международных художественных проектов и выставок, в числе которых: международная художественная выставка "Победа!" (Москва, 2015), художественно-литературный проект "Мир войны", (Санкт-Петербург, 2015), организатор и участник выставки художников ЛНР в Москве в 2015 году, международная художественная выставка "Прохоровское поле" (Белгород, 2016), персональная выставка в Воронеже (2016), Региональная выставка "Юг России" (Ростов-на-Дону, 2018), всероссийская выставка "Россия XIII" (Москва, Центральный дом художника, 2019), участник Съезда Союза художников России в 2019 году, диплом третьей степени на Выставке-конкурсе Белгородского фестиваля искусств (2019), организатор и участник выставок Союза художников ЛНР в выставочных залах Союза художников России, включая участие во Всероссийской выставке "Образы России", провел многочисленные персональные выставки. 

ЛуганскИнформЦентр — 05 июля — Луганск