Датский органист: "Не вижу ничего неправильного, чтобы играть музыку людям"

Живущий в Дании музыкант и композитор русского происхождения дал очередной концерт в столице ЛНР. Четыре года назад он впервые выступил со своей сольной программой в Луганской филармонии. Теперь органист снова приехал в Донбасс, на этот раз - с благотворительными концертами. О том, что заставило человека, который неохотно любит покидать свой дом, отправиться за сотни километров, Гайдай рассказал в интервью корреспонденту ЛИЦ.

- Владимир, кто выступил организатором ваших концертов в Донбассе?

- Я. Сам позвонил, написал, откликнулись… Эти концерты безгонорарные. Возможно, возникает вопрос "Зачем тогда ты приехал?". Потому что я не вижу ничего неправильного, чтобы играть музыку людям. Даже если пока еще не все хорошо в самом государстве. Почему бы не поддержать людей? Кроме того, музыка объединяет.

- Что привезли в этот раз? Из собственных сочинений?

- Если я и могу что-то сочинить, то не могу придумать название для этого. Хорошо, если кто-то это делает за меня. Например, первое собственное сочинение, которое вошло в программу, не имеет названия. Еще одно произведение тоже не имело названия, но однажды по просьбе устроителей концерта придумалось случайное название "Пастораль". И действительно, оно немножко похоже на пастораль. Другое произведение назвали слушатели – "Шарманка".

- Вы хотя бы нумеруете их?

- Я их просто помню.

- Их много?

- Не имеет смысла сочинять плохую музыку, а хорошей много все равно не получится. Хорошего всегда мало. И не только в музыке. Это не очень правильно говорить, что я сочиняю для органа. На самом деле, я сочиняю вокальную музыку. И то, что я играю, это переложение для органа вокальной музыки.

Вообще я сочиняю в силу производственной необходимости, потому что сочинять приходится много, в частности хоральных прелюдий. Нет, можно, конечно, взять готовые, но лучше иметь свои. Так, мелодия одного старого датского хорала, которому насчитывается уже больше 500 лет, вдохновила меня на написание произведения "Я видел: роза ожила в земле морозной".

- А для светской музыки время есть?

- Например, в концерт включено произведение "Колокол бьет, время идет", где вместе с органом звучат маракасы.

- Программу завершает "Послесловие"…

- Да. Я посвящаю концерт тем людям, которые по разным причинам не смогли на него прийти… Не смогли… По разным причинам…

- Луганская публика отличается от донецкой?

- Да, луганская более сердечная. Хотя в Донецке принимали просто на "ура", просили на "бис"…

- А после Луганска?

- Сразу домой. После концерта сразу на автобус.

- Планируете ли еще приехать в Луганск?

- Если позовут.

- То есть вы готовы приезжать всякий раз как вас позовут?

- Сюда – да. Люди в Луганске замечательные, публика очень отзывчивая. Честное слово.

- Приезжайте почаще.

- Вот вы уже и пригласили меня (улыбается).

* * *

Владимир Гайдай – выпускник Санкт-Петербургской консерватории и органной школы в Роскильде (Дания). Уже 25 лет живет в Дании, играет по приглашению в нескольких церквях Копенгагена, пишет вокальную музыку и делает ее переложения для исполнения на органе. Музыку собственного сочинения называет "альтернативный орган" – "простая, незатейливая, но понятная всем".

Выбор редакции